Урок 3. Пример правил для волонтеров

Урок Progress:

Мы – волонтерская группа в детской психиатрической больнице №6. Количество действующих волонтеров нашей группы меняется и составляет от 6 до 16 человек (это в лучшие времена, а сейчас-то как раз около 6 – нам остро не хватает волонтеров!!!) Специфика нашей группы такова, что у нас только девушки. Мы посещаем 3 острое отделение детской психиатрической больницы №6. Наши подопечные – девочки от 7 до 17 лет. Это три группы – младшая, средняя и старшая. В каждой группе от 10 до 20 детей (их количество всё время меняется).

Что происходит до посещения? В закрытой группе ВК (или иным удобным для всех способом) координатор опрашивает волонтеров группы, кто сможет быть на ближайшем посещении. С учетом количества волонтеров координатор или волонтер по согласованию с координатором заранее подготавливает активность для детей (заготовки к поделкам, игра, плакат и т.д.) Почему заранее? Специфика группы такова, что бОльшей части наших подопечных ножницами пользоваться нельзя (требование больницы), и на посещении волонтерам есть время дорезать пару не хватающих деталей – но вырезать все заготовки времени нет.

Как проходит наше посещение? Мы встречаемся во вторник и\или в четверг в 16.30 у выхода из м.Ленинский проспект (опытные волонтеры порой приезжают прямо к больнице. Однако новому волонтеру лучше дойти до больницы в сопровождении координатора и других волонтеров). Мы проходим пост охраны и заходим в здание. На 1 этаже мы кратко проговариваем план грядущего занятия с подопечными и обсуждаем, кто в какую группу сегодня хотел бы пойти. Затем мы поднимаемся в отделение на 3 этаж. Там надеваем бахилы или сменную обувь, молимся (по желанию) и расходимся по группам.

Младшая группа. Девочки от 7 до 12 лет, от 10 до 20 человек. Мы достаем из нашего шкафчика волонтерские принадлежности (клей, фломастеры, бумагу, салфетки и т.п.) и идем в класс на занятие. Дети встречают нас, задают миллион вопросов. Мы с детьми сдвигаем столы в один длинный стол, ставим стулья, дети рассаживаются. Потом мы знакомимся – волонтеры называют свои имена, а девочки по кругу – свои. Пока этого не произойдет, занятие мы не начинаем. Как правило, мы делаем с девочками открытку или поделку из бумаги. Раздаточный материал для неё заранее готовит координатор группы или кто-то из волонтеров. Новый волонтер может помогать опытным волонтерам с раздачей и сбором материалов, затем помогать подопечным в создании и подписи поделки, затем беседовать с подопечными.

Средняя группа. Девочки от 10 до 17 лет, от 10 до 20 человек. Группа очень похожа на старшую, но часть девочек с задержкой развития, поэтому многие из них ведут себя, как дети помладше. Группа очень ласковая, тихая и дружелюбная. Здесь мы делаем простенькие поделки, как и с младшими, часто приносим раскраски, иногда девочки подключают нас в свои настольные игры. Новый волонтер может помочь здесь не только в создании поделки, но и общением с девочками, в этой группе девочкам часто нужен тактильный контакт, они обнимают волонтеров, ждут, запоминают по имени.

Старшая группа. Девочки от 12 до 17 лет, от 10 до 20 человек. Мы заходим, предлагаем заняться поделками или настольными играми, выбираем занятость и приготавливаем место для занятия: сдвигаем столы и знакомимся с новенькими девочками. Затем раздаем материалы и рассказываем, как делать открытку или поделку или разбираемся в правилах настольной игры. Сейчас в «арсенале» группы «Диксит», «Манчкин», «Активити», «Свинтус» и «Сквирики». В процессе игры или создании поделки мы разговариваем об обычных вещах (настроении, распорядке дня, книгах), иногда девочки рассказывают о болезни, об обстановке дома, порой им необходимо поговорить о чем-то важном, существенном для них. Мы, как волонтеры и друзья, стараемся быть ненавязчивыми и чуткими: порой ребенку необходим не совет, а просто сочувствие, понимание, что его слушают и слышат, а также ощущение безопасности рядом со взрослым. Новому волонтеру здесь всегда рады, расспросят о жизни, работе, учебе, замужестве (:-D).

Средняя и старшая группа порой объединяются.

В 18.30 занятие подходит к концу. Мы собираем наши материалы (клей, фломастеры, салфетки, ножницы, ручки и карандаши и т.п.) и прощаемся с девочками, провожаем их на ужин. Порой по согласованию с персоналом волонтерская группа может дождаться подопечных с ужина и приема лекарств и доделать поделку/доиграть в игру, однако это нежелательно по многим причинам и происходит достаточно редко. Затем мы всей группой идем к метро и обсуждаем посещение или просто болтаем о том, о сём. Иногда мы можем пойти всей группой в кафе в ТРЦ “Гагаринский”, чтобы более подробно обсудить активности с детьми и дела нашей волонтерской группы.

Мы стараемся вовлечь, но не принуждаем детей к занятию с нами. Если ребенок отказывается – это его право. Наша задача – показать, что мы здесь, и если он надумает – то сможет к нам присоединиться. Однако если ребенок надумал сделать долгую поделку в конце занятия – мы вправе мягко отказать, сославшись на объективный недостаток времени. В младшей группе, как правило, с нами хотят заниматься все дети, порой 1-3 девочки заняты своими делами. В старшей и средней группах бывает по-разному, и с нами хотят заниматься от 1 до 10 детей; заранее это предугадать невозможно.

Некоторые дети попадают в больницу периодически. Мы рады видеть старых знакомых. Однако большей частью состав подопечных меняется. Девочки находятся в больнице порядка месяца-двух, реже дольше, поэтому волонтерам время от времени приходится повторять наши правила новым подопечным.

Мы не балуем подопечных частыми подарками, считая, что общение дороже. Однако у нас есть традиция дарить скромные одинаковые подарки всем девочкам на Новый год и Рождество, на Пасху и каждой на день рождения.

Важно помнить, что конечная ответственность перед подопечными, персоналом, другими волонтерами и движением «Даниловцы» лежит на координаторе группы – он обязан быть в курсе всего, что происходит в группе.

ПРАВИЛА ВОЛОНТЕРСКОЙ ГРУППЫ В ДЕТСКОЙ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЕ №6

1) Почему волонтеру важно не опаздывать? В больнице у девочек достаточно строгое расписание. Нам, волонтерам, выделено в нём четкое время – с 17.00 до 18.30. Если мы из-за опозданий приходим позже, то не успеваем доделать задуманную поделку или доиграть в игру. Это сильно расстраивает и нас, и наших подопечных.

2) Почему волонтеру важно заранее сообщить координатору о том, сможет он или нет быть на посещении? Координатор совместно с активными волонтерами планирует каждое посещение. Не зная заранее точного количества волонтеров, координатор не сможет грамотно подобрать активность для каждой группы и распределить ресурсы. Это неэффективно и приводит или к суете и цейтноту – или к тому, что волонтер чувствует себя «лишним».

3) Почему волонтеры нашей группы – только девушки? Наши подопечные – девочки. Это требование больницы.

4) Почему волонтеру важно не давать девочкам некоторые предметы (колюще-режущие: ножницы, ножи, иголки, гелевые ручки, ключи и т.п., а также длинные нитки, верёвки, ремни и пр.)? Некоторые из наших подопечных попали в больницу из-за попытки суицида, некоторые – с агрессией. Если дать детям эти предметы, это (теоретически) может привести к серьезным проблемам как максимум и к обоснованной тревоге персонала больницы как минимум. Это запрещено, это требование больницы. Данное правило менее строго действует в старшей группе – по согласованию с персоналом старшие девочки под присмотром волонтеров и координатора во время занятия могут пользоваться ножницами с закругленными концами и гелевыми ручками.

5) Почему волонтер не может дать подопечному свой телефон попользоваться? Некоторые подопечные лежат с алкогольной или наркотической зависимостями. Мы не можем быть уверены, как именно подопечная воспользуется телефоном. Это может привести к неприятным последствиям.

6) Почему волонтеру не стоит дарить подарки подопечной, даже если у них установились теплые товарищеские отношения? Девочки лежат в больнице примерно месяц-два и дольше без родителей и тесно общаются между собой. Подарки одному ребенку – это всегда недовольство и зависть остальных 30-60 девочек и вопросы: «Почему ей подарили, а мне нет? Чем она лучше? Чем я хуже?». А также Почему мы даем попользоваться на посещении, но не дарим и не одалживаем на несколько дней клей, фломастеры, салфетки, цветную бумагу и прочее? Захочет и получит одна девочка – будет требовать вся группа. Это не раз проверено практикой.

7) Почему волонтеру важно стараться хранить свои личные границы? Специфика группы такова, что девочки очень нуждаются в любви и внимании, но не все из них умеют соблюдать чужие границы. Если волонтеру неприятно, что подопечная заглядывает в сумку, трогает волосы, украшения или одежду, слишком сильно сжимает в объятиях или иное – необходимо спокойно и внятно сказать: «Мне это не нравится. Пожалуйста, не делай так» Если ребенок не способен остановиться (так бывает!) – надо трезво оценить ситуацию и просить помощи у опытных волонтеров, координатора, воспитателя группы.

8) Почему волонтеру важно уметь отказывать? Специфика группы такова, что некоторые девочки могут настойчиво просить подарить им какую-то мелочь (блокнот, тетрадку, фломастер и т.д.), позволить сделать 3 поделки вместо одной, оставить клей и т.п. Казалось бы, ерунда – ну разве жалко дать ребенку лишний лист картона? Однако это порождает цепную реакцию во всей группе – и вот уже не одна, а 10 или 20 девочек требуют у вас такой же подарок, 3 поделки, клей и картон именно такого цвета. Вы вынуждены отказывать, и при этом отказе вы встречаетесь с недовольством 10 или 20 детей. Хорошо подумайте, сумеете ли вы с этим справиться? Проще мягко отказать в начале одному ребенку, чем позже всей группе.

9) Почему волонтеру нет необходимости покупать дорогие расходные материалы за свой счёт? Добровольческое движение «Даниловцы» обеспечивает все группы простыми (цветная бумага, картон, краски, клей и т.п.) необходимыми материалами. Если новый волонтер хочет сам подготовить активность – её надо утвердить это с координатором группы и взять нужные материалы. В исключительных случаях, когда душа требует праздника и чего-то совершенно особенного, не возбраняется купить за свои. Однако мы искренне считаем, что самое главное в нашем волонтерском служении – это сам факт нашей встречи с детьми, диалог, а открытка или поделка – это просто инструмент этот диалог (порой молчаливый!) завязать. Общение гораздо важнее материальных вещей, и не стоит делать акцент на них. Практика показывает, что дети быстро «избаловываются», и «упрощение» поделки после серии чего-то «впечатляющего» вызывает у них только недовольство и ворчание. Это нормальная предсказуемая реакция, но стоит ли её провоцировать?

10) Почему лучше ничего не обещать подопечным? Обстоятельства могут сложиться так, что вы не сможете сдержать своё обещание. А несдержанное обещание – это всегда чувство вины для вас и большое огорчение для ребёнка. Не говорите: «Я обещаю», говорите: «Не могу сказать точно, но постараюсь».

11) Почему волонтеру крайне важно заботиться о себе? Специфика группы такова, что психологическая обстановка довольно «токсична». Даже если девочки не рассказывают историй из своей жизни (которые бывают довольно горькими!), это «витает в атмосфере». Как можно позаботиться о себе? После посещения поделиться чувствами и переживаниями с другими волонтерами, давать себе отдых и не «неволить» посещениями группы, регулярно посещать встречи психологической поддержки «Даниловцев» (это бесплатно!). Пожалуйста, не пренебрегайте этим. Практика показывает, что волонтер перегорает мгновенно, если не делает этого!!!

12) Почему важно быть вежливым с персоналом больницы, не вступать в конфликты? Постороннему человеку отношения персонала и пациенток могут показаться странными, может появиться желание защитить ребенка. Однако не стоит вмешиваться в чужие отношения или конфликты и спешить занимать какую-то сторону, не зная всей картины целиком. Мы в больнице – гости на полтора часа. Мы уйдём – а нашим подопечным жить с персоналом 24 часа в сутки на протяжении нескольких недель. Не стоит осложнять им жизнь и ставить под угрозу деятельность волонтерской группы в больнице.

13) Почему нельзя фотографировать детей и выкладывать фото в общий доступ? Это нарушение статьи 137 УК «Нарушение неприкосновенности частной жизни». Можно фотографировать поделки, руки, ноги, стол и пр. и описывать посещение без имён и фамилий подопечных.

14) Почему важно не приходить, если есть подозрение инфекционной болезни? Заведение закрытое, дети кучно в нескольких помещениях, болезнь распространится мгновенно. А это означает карантин на несколько недель и отмену посещений. Подопечные и волонтеры очень скучают друг по другу. Поэтому при недомогании лучше посещение пропустить.

Мы искренне любим наших подопечных. Именно поэтому мы поступаем так, а не иначе.

ЧТО МОЖНО И НУЖНО ДЕЛАТЬ В ВОЛОНТЕРСКОЙ ГРУППЕ

1) Можно дружески обниматься, если подопечные встречают и провожают волонтеров распахнутыми объятиями. Однако если волонтеру этого не хочется – важно вежливо, но настойчиво дать это понять подопечным, при необходимости обратившись за помощью к опытным волонтерам или координатору.

2) Традиция группы такова, что мы перед и после посещения читаем молитву. Волонтер может присоединиться или нет – по желанию.

3) Можно и нужно на посещении участвовать в общем процессе в меру своих сил – помогать опытным волонтерам раздавать и собирать материалы и клей, помогать подопечным девочкам в процессе изготовления поделки, беседовать с ними. Можно и нужно предлагать свою помощь координатору в подготовке активности для посещений. Специфика группы такова, что в младшей группе «прижились» несложные поделки из бумаги, в старшей и средней – открытки, квиллинг, игры. Новому волонтеру лучше начать с них. Однако по мере накопления опыта всё обсуждаемо!

4) Можно и нужно постить фото поделок и делиться своими впечатлениями о посещении в соц.сетях, писать краткие заметки для нашего сайта и групп ВК и ФБ.

5) Можно и нужно посещать тренинги, лекции и мастер-классы, организованные «Школой социального волонтерства» при «Даниловцах». Это бесплатно!!!

6) Можно и нужно пользоваться бесплатными билетами в в театры, кино и концерты, предоставляемыми волонтерам.

7) Можно и нужно общаться с другими волонтерами и координатором, задавать вопросы и делиться переживаниями, участвовать в общем закрытом чате группы, делиться друг с другом идеями активностей, предложениями.

8) Можно и нужно смотреть видео-материалы проекта «Человек – человеку», где собраны ответы на многие вопросы,  и становиться более ответственным и опытным волонтером.

9) Можно и нужно рассказывать подопечным о себе и выслушивать их рассказы. Надо быть готовым к тому, что некоторые из их историй могут быть драматичными и даже шокирующими. Как волонтеру уместно реагировать на такое, чтобы не нанести вред ребенку, можно посмотреть на сайте «Школы социального волонтерства» в разделе «ТЕКСТЫ\ВИДЕО – ВИДЕО-БЛОГИ».

О ПЛЮСАХ ВОЛОНТЕРСКОЙ ГРУППЫ В ДЕТСКОЙ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЕ №6

1) у нас разрешены дружеские обнимашки! Наши подопечные – девочки очень ласковые, многие из них любят товарищески обнимать и обниматься, заплетать косы, а самые маленькие – даже посидеть у волонтЕра на коленках немножко. Это очень трогательно!

2) многие из наших подопечных младшей группы открыты в проявлении чувств. Они смело признаются в симпатии к волонтЕрам, дарят им открытки и поделки, пишут записки, скучают и очень ждут волонтЕров, искренне любят и дружат. Это греет!

3) подопечные лежат в больнице без родителей. В этом, конечно, много минусов, но для волонтеров есть и облегчение – искать контакт с ребенком под бдительным надзором родителя порой бывает очень и очень непросто, поинтересуйтесь у наших коллег из РДКБ и Морозовской! Детки находятся в больнице от месяца и больше, некоторые возвращаются – раз в год, раз в полгода. Т.е. с одной стороны, всё время появляются новые детки, с другой стороны, есть шанс завести товарищей и выстроить с ними долгие отношения.

4) слово «психиатрическая» рисует в воображении страшные картины. Это далеко от реальности. Многолетний волонтерский опыт показывает, что это просто дети, которым, как и любым другим, нужно внимание, уважение, искренний взрослый интерес.

5) физическая инвалидность или сложности в коммуникации создают препятствие в общении, которое не каждый волонтер в состоянии преодолеть. Здесь дети без физической инвалидности, сохранные и многие классически коммуникабельные. Это облегчает общение.

6) дети довольно покладистые и договороспособные и в целом согласны следовать правилам, задаваемым волонтерской группой, и соблюдать установленные границы.

7) наши встречи с детьми проходят в помещении; учитывая, что в России полгода зима, это важный плюс!