Урок 2. Как вести себя на первом посещении?

Урок Progress:

Быть новичком всегда волнительно, даже если ты – взрослый волонтер и впервые приходишь к подопечным. Как вести себя на первом посещении? Рассказывает Анастасия Коломина (Лямина), экс-координатор волонтерской группы Добровольческого движения «Даниловцы» в детско-подростковом наркодиспансере “Квартал”, ныне – куратор мастерских “Что поделать с детьми?” в Школе социального волонтерства.

Смотрите видео или читайте текстовую расшифровку ниже:


Когда ты приходишь в новую группу, будь то волонтерская группа или просто новый коллектив, всегда сначала ты стараешься быть «ниже травы, тише воды», потому что надо оценить обстановку, разведать, что тут происходит. А у нас в «Квартале» ещё и подростки, да ещё там может быть целый стационар двадцать пять человек. Ещё какие-то там люди в виде бешеного координатора, который бегает, со всеми здоровается. В том числе очень подозрительно, как это взрослые люди играют в настольные игры по вечерам, да еще и чай пьют, да еще могут мультики посмотреть. Где вообще такое видано? Поэтому, наверное, самый тяжелый период для волонтера – это от первого до третьего посещения, когда он вообще узнает, что происходит, и самое главное – узнает, как кого зовут. Потому что это распространённая проблема и детей, и волонтеров. Если ты не знаешь имени, очень сложно общаться. И у меня тоже бывает такой грешок, что я в принципе вроде познакомилась с ребенком, но память как отшибло, и его имени я не помню. И вот начинается школьное «извините пожалуйста», а у ребят «эй ты» или «эй Вы».

Когда приходит новый человек, надо познакомиться. Я пыталась как-то внедрить систему бейджей, ну как-то она не прижилась. Может быть, надо придумать какие то супер-пупер-бейджи в каких-нибудь радужных тонах – вот тогда будет все окей.
Второе (если человек не сталкивался с детьми близко) – чем заняться? Что вообще сейчас интересно? Чем сейчас живут дети? Что с ними делают волонтеры? Понять, что было бы интересно делать именно ему. Есть волонтеры, которым интересно отдельно беседовать с детьми. Они могут с одним ребенком из занятия в занятие строить такие отношения…. личные, можно и так сказать, но личные не в том плане, что: «Ой, да мы с тобой! Да мы с тобой пойдем да и что-то сделаем!..» А в том плане, что каждому ребенку нужно внимание. И безусловно, если это ребенок из семьи, ему нужно внимание может быть в какой то степени немножко меньше, чем ребёнку из детского дома. Волонтёр может здесь и сейчас быть с ребенком потому, что ребёнок в этом нуждается, потому, что он может плакать, или он в каком-то расстроенном настроении. Или он действительно в хорошем настроении и готов пообщаться, что, может быть, бывает редко. Или есть дети очень дружелюбные, которые готовы открыться первому встречному, но на самом деле это такая иллюзия.
К теме первого посещения: нужно найти себе дело по душе. У нас очень большой спектр, начиная с того, что вы можете заваривать чай, и заканчивая тем, что вы можете сидеть играть в настольные игры, можете беседовать с ребятами… Главное, наверное, это как можно меньше времени проводить в углу и, опасливо выглядывая из под челки, в панике думать: «Когда же это все закончится?! Что тут происходит вообще?!» У нас ребята очень позитивные, активные, они всегда готовы помочь. Бывают даже ситуации, когда с приходом в нашу группу нового волонтёра я просто беру ребенка-подопечного и говорю ему: «Ты знаешь, надо волонтёра чем-то занять». И он с гордостью: «Да я вообще! Не проблема!»
У нас был недавно очень забавный случай. К нам пришел волонтер-иностранец, который хорошо разговаривал по-русски, но очень много слов не понимал. И вот у нас был мальчик, который взял его «под свое крыло» И вот они там «друганы» уже, уже пошли и в настольный теннис играть. А настольный теннис – это отношения! Это уже серьезно! Это уже «друганы на всю жизнь», можно сказать.
Не бойтесь, никто вас не покусает, тем более дети все взрослые. И очень круто с подростками в том плане, что с ними можно поделиться тем, что тебе интересно, и они это могут понять. Думайте о том, что вам интересно. Пусть это будет, я не знаю, автомеханика какая-нибудь или разукрашивание кружочков – вы всегда найдете человека, которому это тоже по душе. В том числе и среди подопечных. Они более открыты и готовы к каким-то новым вливаниям. А очень часто оказывается, что они даже знают больше, чем ты ожидал или чем даже ты знаешь по той тематике, которая тебе нравится.
Не бойтесь начинать. Не бойтесь никогда учиться, не бойтесь быть новичком в коллективе, потому что всегда можно узнать что-то новое, что-то интересное, можно пережить какой-то экстремально позитивный опыт.