Урок 3. Как сказать нет подопечному?

Урок Progress:

Если вовремя не сказать НЕТ подопечным, это может привести к довольно неприятным последствиям как для детей, так и для всей волонтерской группы. Рассказывает Анастасия Коломина (Лямина), координатор группы Добровольческого движения «Даниловцы» в детско-подростковом наркодиспансере «Квартал».

Смотрите видео или читайте текстовую расшифровку ниже:


Надо подразделить, кому мы говорим НЕТ. НЕТ в волонтёрстве бывает двух видов (для координатора, наверное, 3 вида). НЕТ может быть по отношению к ребёнку, по отношению к волонтёру и по отношению к учреждению. Сейчас мы разберём НЕТ по отношению к подопечному.

В «Квартале» ситуация легче тем, что с детьми сразу проговариваются правила. Мы не используем нецензурные выражения, не взаимодействуем с детьми тактильно, не разговариваем с детьми об употреблении. Дети, конечно, всячески пытаются это нарушить. Сейчас уже мы «даём пять», можем обнять ребёнка, и пока воспитатели смотрят на это снисходительно и детей с нами радостно отпускают. Однако есть особые периоды, например весной; была такая ситуация, когда одна девочка начала «подбивать клинья» к волонтёру. И тогда правила резко переходят из категории «ну ладно, ничего страшного» в категорию «нет точно», потому что дальше могут быть довольно неприятные последствия. Начиная с того, что мы, волонтёры, не сможем доказать свою правоту, если ребёнок, например, скажет: «Ко мне приставали. Меня трогали». И надо понимать, что из-за того, что координатор не смог вовремя сказать НЕТ или не удалил какого-то волонтёра на некоторое время, может пострадать вся волонтёрская группа. Могут пострадать и дети, потому что учреждение по вполне понятным причинам закроет двери для волонтёрской группы.

Есть и специфические правила. Например, у наших подопечных нет доступа к внешней среде через телефон, Интернет или телевизор. И дети время от времени просят нас: «Ой, позвоните маме, позвоните другу, передайте сообщение…» Надо понимать, что мы, волонтёры, не можем фильтровать, кому конкретно наши подопечные хотят позвонить, маме или дилеру, какую именно информацию они могут сообщить. Даже если сообщения передаём мы, надо учитывать, что родителям подопечных и без этого тяжело. Что их ребёнок, который «никогда не мог этого сделать», попал вот в такое учреждение. И в лучшем случае он полностью пройдёт лечение и может быть задумается о том, что с ним что-то не так. Но надо учитывать, что за три месяца излечить от зависимости невозможно. Это очень долгий процесс, в котором должны участвовать в том числе и родители. А когда вы встреваете между ребёнком и родителем и становитесь звеном этой цепи, это оказывает на родителей давление. Они начинают думать: «Ой, а, может быть, и не надо… Может быть, ребёнок всё понял…» Тем самым вы косвенно срываете программу. Дети – это дети. Никому не хочется сидеть взаперти ни летом, ни зимой, на праздники. Могут быть свои конфликты, несчастная любовь, плохие педагоги, отвратительные воспитатели…

Также про свои границы. В то числе про психологические границы человека. «Квартал» был тем местом, где я начала учиться говорить НЕТ. Это относилось как к правилам, так и к подаркам. Надо понимать, что стационар – 25 человек, и если ты кого-то выделяешь, то ты даришь один подарок всем, либо ты даришь этот подарок, когда ребёнок уже «на воле». Это позволяет избежать претензий к ребёнку от коллектива – мол, «почему это тебя выделяют? ты что, самый лучший?» Дети бывают разные. Это даже не вопрос зависти, а скорее положения, в котором находится ребёнок. Там могут быть дети из детских домов, неблагополучных семей, а могут быть дети из очень обеспеченных семей. У них и без подарков равенство довольно условное – только в том, что все они – дети. Надо уметь сказать НЕТ. НЕТ, это мой браслет. Это моя сумка. Это моя фотография. Вроде кажется – ну что там, ребёнку это не жалко отдать, с меня не убудет… Надо понимать, что да, быть может, с вас и не убудет. Однако потом это может превратиться в ситуацию, когда ребёнок уже будет требовать: «А купи! А подари! Я что, плохой? Почему ты этого не делаешь?» Это может перерасти в шантаж. Вы можете покинуть группу, а у ребёнка так и останется эта установка: «Вот, мне должны». И с этим придётся справляться уже другим волонтёрам и координатору волонтёрской группы.

Мы всегда можем сказать: «НЕТ. Этого я делать не буду». А дальше уже ребёнок сам решает – обижаться ли ему, дуться, как хомячок, или всё-таки начинать налаживать контакт, поняв, что общаться можно не только подарками.