«Один слайд – одно фото»: 11 правил идеальной онлайн-экскурсии для ПНИ
Каждый курс, который мы готовим в проекте «Давай научу в онлайне», сам нас чему-то учит. Сегодня Николай Ерохин рассказывает, как в процессе проб и ошибок получилось выйти на рецепт идеальной онлайн-экскурсии. Подходит и для онлайн, и для очных групп.
«В Суровикинском ПНИ у подопечных был запрос на культурные онлайн-экскурсии и, как это часто бывает, к нам пришла волонтёрка Вера Лазовская, которая изначально хотела проводить «что-то по испанскому языку». Но, узнав про запрос подопечных на экскурсии по Третьяковской галерее, по достопримечательностям Москвы и Санкт-Петербурга и про другие места, она сказала: «Это же то, что, я люблю, и то, в чем я разбираюсь! Я даже проводила экскурсии для иностранцев». И она в результате согласилась провести курс «Культурные места и памятники двух столиц».
Но в ходе подготовки мы столкнулись с одной проблемой: технические трудности не давали Вере полноценно готовить презентации в PowerPoint. Она тратила на это много сил и времени, и требовалась помощь координаторов. Мы задумались: как облегчить волонтёру процесс подготовки показа фотографий? Оказалось, всё гениальное просто. Ведущий курса просто собрал фотографии в одну папку и пронумеровал их в порядке демонстрации. На встрече оставалось запустить показ фото.
Этого оказалось более чем достаточно. Мало того, такой способ оказался лучше многих презентаций с других курсов! Потому что текст, который волонтеры часто вставляли в презентации, не нужен. Как и в обычных экскурсиях, так и в онлайн, участникам важен красивый, крупный понятный визуальный ряд. Важна история, которую они будут слушать про то, что изображено. Мы даже рекомендуем волонтёрам не располагать текст на слайде, а если делать это, то очень мелким шрифтом, как подсказку для себя. Подопечные редко читают его в силу своих особенностей, и он только отвлекает от рассказа ведущего и съедает место от иллюстрации.
Также мы настоятельно рекомендуем волонтёрам не располагать на слайде больше двух фотографий. Часто подопечные смотрят нашу презентацию на ноутбуке на некотором удалении, один-два метра. Если на слайде изображено 3-4 фотографии, то какие бы красивые они ни были, сколько бы информации про этот слайд ни говорили, все равно для них это будет мелко, и они не произведут должного впечатления на слушателей. У многих есть проблемы со зрением: 3-4 фото на одном слайде воспринимаются ими как каша и может нервировать их оттого, что они не могут разобрать, что на них изображено. Достаточно использовать несколько таких перегруженных слайдов, чтобы большая часть подопечных устала и выпала из процесса. Готовя презентацию, лучше всего придерживаться принципа 1 слайд-1 фотография.
Поэтому вариант с последовательным показом фотографий нам очень понравился и стал находкой, — он сэкономил много времени и сил волонтеру.
Чтобы перейти к следующим рекомендациям и секретам проведения онлайн-экскурсий, давайте ответим на вопрос: а в чем ценность онлайн-экскурсий, которые проводят волонтёры? Ведь подопечные могут посмотреть те же самые экскурсии в лучшем качестве с более интересными фактами в YouTube. Это очевидный и понятный вопрос, и важно ответить на него подробно.
- Во-первых, большинство учреждений, где мы работаем, — это ПНИ и дома престарелых, там не у всех подопечных есть свободный доступ в интернет, и не все подопечные могут найти в интернете то, что им интересно, в силу возраста или особенностей.
- Во-вторых, язык, которым говорят современные экскурсоводы и блогеры, часто непонятен, сложен для людей с особенностями восприятия. Очень быстрый темп, очень много сложных терминов и аналогий, которые, как правило, не согласуются с опытом участников. Поэтому не каждая экскурсия подойдёт для наших подопечных.
- Но основное отличие наших онлайн-экскурсий в том, что мы проживаем это событие, эту онлайн-экскурсию вместе с подопечными. Это то, чего не может дать просмотр видео, когда ты просто являешься потребителем некоторого контента, некоторой информации. На наших встречах появляется чувство, что мы путешествуем вместе со своими знакомыми, с друзьями. Тут есть, с кем разделить свои переживания. Ты можешь обсудить, высказать своё мнение, задать вопрос, ведущий всегда остановится и поговорит с тобой. Это возводит онлайн-экскурсию на совершенно другой уровень. Это делает из неё не просто поглощение информации, а пространство общения, и, таким образом, можно сделать событие, которое будет очень лично проживаться каждым участником.
Почему было важно ответить на этот вопрос прежде, чем идти дальше? Потому что это не произойдёт само собой. Установление контакта и проживание онлайн-экскурсии в диалоге с участниками требует от волонтёра определённого, порой немалого усилия.
Во-первых, нужно запомнить всех по именам, и это бывает непросто. Мы помогаем волонтёру, делая шпаргалку с именами участников из скриншотов со встречи. Ее можно использовать как перед, так и во время встречи, если забыл имя участников.
Это очень важно! Когда волонтер не только обращается к группе: «Скажите…» или «А как вы думаете…», но начинает говорить адресно с каждым участником: «Вот, Сергей Петрович, как вам кажется?» или «Мария Васильевна, а вам что больше нравится?»
Почему это важно? В момент такого обращения подопечный понимает: его мнение, его слово и участие интересно ведущему. А значит, он интересен! Мы неоднократно видим, как личное обращение к человеку делает участника активнее, вовлекает в общение, как он радуется вниманию к себе. Это не просто приятно, но даёт человеку силы.
Второй нюанс связан с доступностью языка. Волонтёр должен понимать, кому он рассказывает, чтобы материал был понятен всем. Чтобы его рассказ находил отклик у всех, материал должен быть адаптирован. Мы просим избегать терминов, сложных метафор, использовать короткие предложения, говорить размеренно и чётко. На первых встречах важно наблюдать, хорошо ли тебя понимают участники.
Третья трудность, с которой может столкнуться волонтер, заключается в том, что материала очень много, и бывает сложно распределить внимание между подачей материала и взаимодействием с участниками. И часто интерактив и моменты диалога с участниками сами собой не появляются: их нужно продумывать заранее и вставлять в план как часть онлайн-экскурсии.
Ещё сделать материал более личным и живым помогают истории из жизни волонтёра. Это может быть что угодно: воспоминания, как он первый раз побывал в Санкт-Петербурге, сколько лет ему было, зачем он приехал, какая погода, какой воздух были тогда, какие-то курьёзные случаи, которые с ним случились. Не просто рассказать про Ладожское озеро, но – насколько там была холодная вода и как свело ногу в первый раз. Эти личные переживания волонтёра делают из сухой экскурсии живой рассказ, создают легкую атмосферу и задают дружеский тон. Это то, что помогает выстраивать отношения с подопечными, даже если ты просто весь час рассказываешь про Санкт-Петербург.
Есть ещё один критерий подготовки материала, который бывает сложно объяснить, потому что он достаточно субъективный.
Это можно назвать раскрытие того или иного факта. Очень важно, чтобы мы не просто сказали, что в городе Челябинск добывают малахит, и пошли дальше, но раскрыли это. Важно, чтобы этот факт ожил перед нашими подопечными. Нужно рассказать не просто информацию, но найти что-то интересное про этот камень. Конечно, важно показать красивые фотографии, причём, не только фотографии обработанного малахита, а, может быть, как его добывают или какой он встречается в природе. Или можно рассказать про самый большой малахит, который был найден, рассказать, откуда у него появляются эти удивительные разводы, сколько стоит грамм или килограмм этого камня, и от чего зависит его стоимость. Например, у малахита она зависит не только от веса, но от красоты рисунка, который есть в камне. Можно показать своё ожерелье или свою малахитовую шкатулку — все это оживит факт и сделает его объёмным, интересным и запоминающимся.
Для поиска такой живой информации достаточно просто набрать в интернете «интересные факты о малахите» или «интересные факты о городе Челябинск». И можно быстро найти именно то, про что можно рассказать целую историю.
Как понять, что будет интересно, а что нет? Мы рекомендуем волонтерам представить, что они рассказывают этот материал своим друзьям на кухне. Вряд ли вы будете концентрироваться на количестве информации или на точности цифр и достоверности фактов. Вы, скорее, захотите делиться своими эмоциями и впечатлениями. И вы будете говорить прежде всего про то, что вас удивило, порадовало, испугало или даже разозлило — но только про то, что вас как-то зацепило.
Кроме того, важно учитывать объем внимания подопечных. Очень важно не перегрузить встречу информацией. Потому что тогда участники ничего не запомнят и ничего не унесут с собой со встречи. Ведь цель онлайн-экскурсий не в том, чтобы дать какие-то новые факты, а в том, чтобы подопечных эта информация увлекла, чтобы они получили удовольствие.
–
Конечно, все вышесказанное – это не жесткие правила, а, скорее, наши рекомендации. У нас нет задачи «причесать» все онлайн-экскурсии под одну гребёнку, хочется просто поделиться своими наблюдениями и размышлениями. У каждого волонтера есть свои сильные стороны и свой уникальный стиль ведения встречи. Кто-то много общается во время встречи, кто-то подбирает такие истории и факты, что все сидят с открытым ртом весь час, кто-то делает удивительные презентации и иллюстрации к своим встречам. А бывает, что волонтер даже может не делать ничего из того, что здесь написано, но мы видим, как его курс всё равно выстреливает из-за того, что у него есть своя уникальная изюминка.
Интересно, что в курсе для Суровикинского ПНИ был подобран удивительный материал и прекрасно выстраивалось взаимодействие с подопечными, да ещё и у волонтерки была своя изюминка. В создании онлайн-экскурсий Вере помогал сын. Так как он увлекался видеомонтажом, он делал небольшие, буквально минутные видеоролики про каждую экскурсию. Этот ролик мы показывали в начале онлайн-встречи как трейлер к фильму. Он пробуждал интерес и настраивал подопечных на онлайн-путешествие. Но подопечные больше всего были впечатлены не самим роликом, а тем, что он был подготовлен специально для них.