Урок 2. Опыт онлайн-проекта “ИндиЯ рядом”

Урок Progress:

Вебинар об опыте проекта “ИндиЯ рядом”

Онлайн-проект «ИндиЯ рядом» — цикл интерактивных тематических онлайн-занятий, благодаря которым взрослые и дети, проживающие в казенных учреждениях и не только, в частности люди с ментальными особенностями, знакомятся с бытом и культурой Индии, а также болливудскими танцами.

Занятия регулярно проводятся с ноября 2020 года для московских и региональных подопечных, в частности, Добровольческого движения «Даниловцы», благотворительного фонда «Просто люди» и Регионального центра развития добровольчества Кузбасса «БлагоДарю». Было проведено более 150 занятий. Онлайн-проект «ИндиЯ рядом» реализуется при участии и партнерстве Культурного центра им. Джавахарлала Неру при Посольстве Индии в Москве.

На вебинаре Школы социального волонтерства основательница и ведущая проекта Александра Сошникова поделилась опытом и рассказала, как организовать культурно-познавательные и танцевально-двигательные онлайн-занятия.

Вы узнаете про:

– Историю и текущие итоги проекта “ИндиЯ рядом”;

– Виды и форматы онлайн-занятий: реальные примеры;

– Технологии подготовки и проведения онлайн-занятий для людей с ОВЗ: как надо и не надо делать. 

2. Статья

Я увлекаюсь индийской культурой с 15 лет. Увидела один фильм, влюбилась в актеров, и понеслось. Слушала песни, танцевала для себя, даже в итоге вышла замуж за индийца. Увлечение кино поутихло, но вот танцы так и остались приятной отдушиной. Я любитель, нигде не занималась специально, на лавры профессиональной танцовщицы не претендую. Но вот той странной весной 2020 года, при подготовке к марафону в честь 12-летия движения, мне в голову пришла мысль подарить зрителям свой танец. Записала ролик, его показали, был вдохновляющий отклик от некоторых подопечных и коллег по движению. Казалось бы, на этом всё.

И вот прошлой осенью я снова вспомнила про танцы. Так, подумала я — а почему бы живьем не подарить нашим подопечным праздник? Относительно живьем, конечно, онлайн. И начались мои «гастроли» по группам. Я приходила со своей танцевальной программой, которая является частью мини-курса «Здравствуй, Индия!». Его я разработала для сообщества АНО «Русский Дом». Программа для даниловских групп включает:

  • Рассказ в том или ином объеме про жесты в быту, кино и традиции Индии (есть даже презентация);
  • мой фирменный танец под песню из кинофильма «Раджа Хиндустани»: музыка и костюм те же, но каждый раз немного импровизирую;
  • «дискотечную часть» (расскажу об этом ниже).

Опыт в учреждениях

В итоге за несколько месяцев я посетила несколько учреждений: Центр содействия семейному воспитанию (ЦССВ) «Юнона», Психоневрологический интернат (ПНИ) 5, ЦССВ «Сколковский», ПНИ 30, Геронтопсихиатрический центр милосердия, ПНИ 18, Центр психического здоровья детей и подростков им. Сухаревой. Немного расскажу о каждом.

Про мое посещение ЦССВ «Юнона» есть статья координатора. Наша группа там посещает неречевых девочек. Помню, одна из них с раскрытым ртом смотрела мой танец, а самая сохранная девочка улыбалась и очень живо повторяла жесты.

ПНИ 5 запомнился мне особенно, так как там я станцевала два разных танца и провела мини-дискотеку — благодарные мальчики даже запомнили и подарили мне куколку. Теперь я «хожу» в эту группу онлайн-волонтером и написала об этом заметку!

В ЦССВ «Сколковский» меня удивило, как педагог привела троих девочек, и они пытались повторять движения во время моего танца и потом. Им хотелось чему-то научиться! Еще меня просили записать ролик, чтобы дальше учить девочек танцевать, но пока ограничились разовым ознакомительным занятием.

В ПНИ 30 я была трижды — проводила занятие для разных подопечных. На первом я было начала показывать презентацию с видео про Болливуд, но одна из проживающих прямо спросила меня: «Мы будем видео смотреть или танцевать?». Нет вопросов — подумала я, и мы устроили часовую дискотеку под хиты современного Болливуда. Надо сказать, я выдохлась быстрее ребят. Второй раз я приходила уже к другим женщинам, и всё прошло еще лучше. Неожиданным и трогательным был момент, когда одна из подопечных расплакалась под грустную песню, так сильно ее прочувствовав. Третий раз прошел не менее успешно: подобрались активные и заинтересованные женщины, которые уже знали жесты! У меня даже есть записи, вот один из танцев с дискотеки. Возможно, получится провести еще занятия.

В Геронтопсихиатрическом центре милосердия я также рискнула начать с презентации, подумав, что угадывать популярные в Советском Союзе индийские фильмы будет увлекательно. Но и здесь, видимо, в силу особенностей бабушек и онлайна, такой визуальный ряд не зашел. Самой интересной частью для всех оказался мой танец. Движения потом тоже пытались повторять, но не очень — не всем позволяет состояние здоровья.

В ПНИ 18 удалось выступить перед 3 милыми женщинами, которые тоже смогли подвигаться и проявить себя. Единственное, были проблемы с микрофоном, не всегда могла хорошо расслышать, о чем они нам рассказывали. Для ПНИ, кстати, я также поучаствовала в новогоднем ролике. 

В Центре психического здоровья детей и подростков получилось неожиданно хорошо, несмотря на наши с координатором опасения. Я думала сделать маленькую программу, как эксперимент — зайдет-не зайдет. Подобрала современные песни, поменяла свой фирменный танец на другой. Оказалось — очень зашло! Я не очень могла расслышать, но дети благодарили, говорили, что им понравилось, просили еще, спрашивали, где так научилась танцевать. В результате за ограниченное время я показала несколько танцев, хотя думала, что удастся в лучшем случае только два. Об этом вы также можете прочитать статью волонтера.

Мои выводы:

Главный плюс онлайна — возможность быстро подключиться в любое время и из любой точки: те, кто не смог бы прийти лично, могут быть онлайн. А минусы – отсутствие прямого контакта, искаженная передача, в том числе из-за технических трудностей: с подключением, связью, не всегда слышно и видно в обе стороны, что не позволяет полностью донести желаемое и собрать обратную связь, труднее ловить эмоции.

Из этого вытекает, что при организации онлайна важно:

– Учитывать особенности и интересы подопечных при подготовке занятия;

– пробовать разные варианты внутри формата и не бояться ошибаться;

– максимально технически наладить связь с обеих сторон и учитывать особенности того устройства, например, при демонстрации презентации;

– организовать правильное помещение (не слишком маленькое и не слишком большое), чтобы было всех видно и слышно;

– иметь заинтересованного и мотивированного помощника в учреждении, который будет вашим посредником, поможет расслышать подопечных, расшифровать их желания и запросы, быстро справиться с трудностями;

– в начале, в ходе и в конце занятия знакомиться с людьми, говорить приветственные слова, спрашивать, как дела, делиться интересным о себе или предмете посещения, хвалить – то есть, разогревать аудиторию, держать с ней контакт;

– максимально вовлекать координатора (если есть другой ведущий) и других волонтеров в выступление, чтобы и подопечные видели пример со стороны уже знакомых людей, и сами волонтеры не были просто статистами, пришедшими в Зум для массовости квадратиков.

В общем, я считаю, что опыт моих гастролей оказался успешным. Сейчас ограничения снимают, но, думаю, что онлайн все же в том или ином виде останется с нами надолго. Благодаря нашему Движению, которое дало мне вдохновляющий старт, а также фонду «Просто люди» у меня также появилась возможность стать преподавателем для подопечных из других ПНИ.

Еще раз от души благодарю каждого, кто участвовал и участвует в этом! Ведь индийские танцы — это про жизнь, остроту эмоций, про «здесь и сейчас» полной грудью. Почему бы не прожить этот миг с размахом, пусть и через экран?!

Александра Сошникова – супервизор, специалист по работе с социальными сетями, волонтер духовной переписки с заключенными и онлайн-волонтер группы в Психоневрологическом интернате № 5 Добровольческого движения «Даниловцы»