Урок 2. Как творить в онлайне?

Урок Progress:

1. Разные технологии творческих занятий в онлайне. Опыт проекта и партнера – проекта “Особые встречи” фонда Андрея Первозванного:

2. Как провести онлайн-курс по рисованию подручными предметами в ПНИ

Недавно в рамках проекта «Давай научу в онлайне» «Даниловцы» провели новый мини-курс для людей с особенностями, проживающими в социально-реабилитационном отделении Волжского ПНИ. Запрос от персонала и участников был на курс по рисованию. Но всё получилось интереснее!

– Мы с волонтерами знали, что проживающие в этом ПНИ сами много занимаются различным творчеством и рукоделием, – рассказывает куратор проекта «Даниловцы-онлайн» Николай Ерохин. – Они часто показывали нам на онлайн-встречах свои поделки: рисунки, аппликации, лепку. Некоторые даже вязали! Но по их работам мы видели, что возможности у всех очень разные. И хотелось подобрать такой вид деятельности, в котором могли бы участвовать и те, у кого рисунок на начальном уровне, и те, кто, наоборот, вышивает крестиком цветы. Но что может быть интересно и тем, и другим? В итоге мы решили провести курс рисования нестандартными материалами. Мы решили взять материалы, которые встречаются в быту, и поэтому будут доступны нашим подопечным. Таким образом навыки, которые получат наши подопечные, они смогут применять в своём повседневном творчестве.

Волонтером, ведущим этот курс, стала Вероника Васильева. Интересно, что ее сестра Юлия уже проводила занятия по рисованию в Иловатском ПНИ. Сестры вместе посещали художественную школу, с детства увлекались рисованием, и вот Вероника по рекомендации Юлии решила тоже попробовать себя в таком виде волонтерства.

Объекты для рисования мы выбрали достаточно простые и знакомые нашим подопечным. На территории учреждения растет много цветов, и поэтому мы решили рисовать их. Техники были выбраны максимально простые: рисование ватными палочками, губками, картонными втулками, мятой бумагой и даже пластиковыми бутылками и зубной щёткой.

На мой взгляд, в подобных курсах важно не то, чтобы у участников-подопечных обязательно получился какой-то хороший результат. Важно дать им попробовать новый способ рисования. Нужно помочь им на первых шагах освоения нового навыка, поэтому, даже если получается недостаточно хорошо или не так, как показывает ведущий, то нужно человека поддержать. Так и Вероника делала акцент на уникальности каждого рисунка. И правда, если посмотреть, картины получались очень разные. И это так здорово, что было не стандартное занятие, как в школьных или дошкольных учреждениях, где все учатся рисовать одинаковые тюльпаны. Тут у каждого на листе появлялось своё количество цветов, свой размер, оттенок и форма цветка, и в этом тоже была изюминка курса.

Думаю, ещё один секрет успешности этого курса был в том, что сами действия были очень простые. Они просто ставили отпечатки, компонуя их на листе. Когда мы рисуем карандашом или кисточкой, это требует от человека контролировать линию, ее направление, толщину. А мы просто ставили отпечатки. Эта техники давала возможность получить хороший результат даже тем людям, у которых есть трудности в ручной деятельности.

Но нельзя сказать, что это был только арт-терапевтический курс, поддерживающий самоценность подопечных. Не все сразу сумели рисовать с помощью отпечатков, некоторые старались всё равно рисовать линию новыми инструментами. Их приходилось останавливать и учить прикладывать, отпускать. И они видели свой результат, что получается красиво, и у них это вызывало интерес.

Ещё я заметил, что на курсе происходило развитие гибкости в изображении у некоторых подопечных. Дело в том, у людей с особенностями деятельность часто носит стереотипный характер. И то, как их научили в детстве рисовать дом, человека, цветок, у них закрепляется в некоторый стереотип. И какой бы цветок человек потом ни рисовал, у него все равно получается ромашка. И когда к нему в руки попадает кисточка или карандаш, у него запускается некоторая стереотипная программа изображения цветка. А здесь к ним в руки попадал совершенно новый предмет.  И за счёт этого стереотип сбивался, им приходилось заново выстраивать программу изображения, тем самым получая новый результат с помощью новых действий, движений. И в этом, мне кажется, заключалась развивающая часть для многих подопечных.

Ещё на курс приходили женщины взрослые и даже пожилые, которые достаточно успешны в ручной деятельности, они об этом знают, и у них была другая сложность: им было трудно выполнять инструкцию ведущего. Может быть, в силу того, что Вероника была намного моложе их, может, им хотелось показать, что они умеют. И когда они получали пишущие предметы, они рисовали быстрее всех, но, опять же, делали это так, как привыкли, то есть, по старинке, стереотипно. При этом, нельзя сказать, что их рисунок был примитивен, нет. Он мог быть достаточно красивый, но все-таки ещё одной задачей курса было обучение новым способам. А для этого было необходимо выполнение инструкций ведущего и хотя бы соблюдение этапов. Когда мы просили их рисовать вместе с нами, по-новому, это требовало от них дополнительного внимания и ожидания, им это было сложно, и они даже теряли интерес. Одна женщина даже однажды ушла с занятий. Но потом они стали видеть результат остальных участников, какой он получается интересный и необычный. Им стало интересно, они захотели попробовать так же. И когда эти талантливые участники подключились в конце, на последних встречах, они уже внимательно слушали инструкции ведущего, смотрели на экран и рисовали вместе с нами.

Интересно, что на занятия приходили не только те, кто активно участвовал и рисовал за столом. У нас были зрители, которые просто сидели сзади на диванчике и смотрели, как другие выполняют свои работы, им было все равно интересно. И ещё, наверное, для них было важно то, что про каждый предмет, про каждый цветок Вероника подготавливала какую-то историю, новые, интересные факты. Например, про то, что одуванчики бывают не только жёлтые, что они распускаются и закрываются в определённое время, что по ним даже можно сверять часы, про то, что из них варят варенье и тому подобное. И для многих эти встречи получались не только творческие, но ещё и познавательные.

Ещё мы оценили, насколько важно понимание и поддержка персонала, который находится в учреждении. Мы были очень благодарны сотрудникам, которые помогали всё проводить, и организовывали этот курс со стороны учреждения. Уверен, что без них нам и подопечным было бы намного сложнее.

Ну и последнее: о том, что курс идёт успешно, мы понимали по количеству активных участников. Если вначале это было 4 или 5 человек, то к пятому-шестому занятию к нам пришло около 10, и им даже было сложно найти место за столом, потому что все хотели попробовать порисовать.