1. Семинар с экс-координатором группы в детском доме-интернате № 7.
Текстовая версия:
Что такое волонтерская группа?
Под волонтерской группой можно понимать группу людей, у которых есть общий интерес – помогать детям. Они собираются 1-2 раза в неделю, занимаются с детьми и уходят. Однако этого не достаточно. Каждый волонтер приходит не только ради общего интереса, но и с личными целями. У кого-то волонтерство связано с работой или специальностью, а для других же – это возможность самореализоваться. Но несмотря на это, всегда есть единая, глобальная цель. И в нашем случае эта цель – поднять проблему трудных и особенных детей для нашего общества, научиться принимать их, а не отгораживать от себя.
Структура группы:
- Волонтер – основной элемент группы, без него группа не может существовать.
- Координатор – выступает как наставник, он не столько взаимодействует с детьми, сколько работает с волонтерами, администрацией ДДИ и администрацией «Даниловцев».
- Подопечные – “объект” нашей деятельности, те, к кому мы приходим, с кем мы работаем, кто нас ждет.
- Окружение – весь социум, а также атмосфера в государстве. В этом году волонтерам стало гораздо проще себя проявлять, т.к. на государственном уровне – этот год считается годом волонтера, а следовательно, теперь наш статус признается лучше, чем раньше.
Один из важнейших процессов в волонтерской деятельности – это создание сплоченной команды. Взаимопонимание, отзывчивость, взаимопомощь – необходимые характеристики успешной волонтерской команды.
У волонтерской группы есть набор определенных функций. В целом, их можно разделить на две категории:
Первая – реализация личных целей волонтера. Они бывают самые разные, но в основном – это желание попробовать себя в новой роли и самореализоваться. Однако бывают и совершенно другие цели, личного, сокровенного характера. Обо всем этом координатор должен знать, но не вдаваться в интимные подробности жизни волонтера, а просто понимать внутреннюю мотивацию волонтера. Это необходимо, чтобы помочь ему раскрыться и добиться своего результата в процессе работы.
Вторая функция – социальная. Под этим подразумевается не только помощь детям, хотя она безусловно важна. Также тут имеется в виду раскрытие темы особенных детей в социуме, рождение толерантности к таким детям и донесение до общества мысли о том, что даже особенный ребенок, это нормально и с ними также нужно общаться, работать и контактировать как с обычным человеком.
Чтобы структура группы сохранялась, и волонтер не отделялся от подопечных, а координатор от волонтеров – необходимо четкое распределение ролей в группе. В волонтерской группе можно выделить человека, который будет фотографировать процесс работы с подопечными, придумывать новые творческие задания, приглашать интересных гостей с мастер-классами и т.д. На мой взгляд, это очень важно, потому что создается атмосфера сплоченности и совместной работы, где каждый занимается тем, чем может, но при этом не отвлекает других членов группы.
В чем отличие координатора от волонтера?
Часто начинающие координаторы думают, что они те же волонтеры, только с большими обязанностями: они готовят занятия и решают общие вопросы. Однако, дело не в количестве обязанностей, а в области ответственности. Координатор отвечает за стабильную и надежную работу всей группы. Координатор всегда должен помнить, что волонтер имеет свой круг прав и обязанностей, за которые не должен выходить.
Координатор – это, скорее, наставник, он должен понимать, что у него другой статус, отличающийся от волонтерского. Так, например, если волонтер хочет выложить фотографии в сеть, то необходимо спросить разрешения именно у координатора, так как помимо управления волонтерами, координатор является связующим звеном между группой и администрацией.
Также координатор обязан:
- Следить за тем, чтобы волонтеры не проявляли агрессию к другим волонтерам, подопечным или обслуживающему персоналу учреждения.
- Отслеживать обратные действия со стороны детского дома, чтобы со стороны администрации не возникало конфликтных ситуаций, а взаимодействие протекало плавно и равномерно.
- Следить за работой волонтеров и тем, как они взаимодействуют внутри группы и с подопечными.
- Контролировать и предупреждать реакцию подопечных на действия со стороны волонтеров. То есть продумывать и контролировать творческие занятие, чтобы они были интересны и безопасны для подопечных.
С опытом координаторской работы я поняла, в процессе конкретной встречи с детьми координатор – это наблюдатель. Я не беру на себя кого-либо из детей, но распределяю их между волонтерами: более опытным предлагаю трудных детей, а новичкам, соответственно, менее трудных. Если ребенок очень хочет позаниматься с тем или иным волонтером, то я стараюсь договориться с волонтером и посадить его к другому подопечному. И пока все занимаются, я наблюдаю за процессом. У большинства новичков возникают вопросы в процессе работы, я обязательно подхожу, помогаю, советую, стараюсь разрешать конфликтные ситуации еще на начальном этапе, по возможности взаимодействую с воспитателями (об этом я упомяну позже, т.к. это очень важный момент). То есть работа непосредственно с детьми, у меня, как у координатора, сведена к минимуму. Именно при такой системе сохраняется спокойствие в группе, я это чувствую и понимаю, что все под контролем, все заняты хорошим делом, конфликтов удалось избежать и мы можем проводить занятия без каких-либо проблем.
Этапы создания волонтерской группы
Создание волонтерской группы можно условно разделить на 6 этапов.
Первый этап – возникновение идеи новой волонтерской группы. Когда возникла идея создания новой волонтерской группы, обязательно нужно понять – стоит ли вообще предлагать свою помощь и нужно ли это данному учреждению.
В случае с нашим учреждением (ДДИ №7), наша волонтерская группа создавалась почти с нуля. Но помимо нас, там были и добровольцы из такой крупной компании, как «Газпром», которые при этом были в несколько ином статусе. Помимо работы с детьми они по большей части помогали материально и были скорее как спонсоры.
Мы же пришли именно как волонтеры, готовые давать детям творческие занятия, эмоции, помогать социализироваться, обучать их работать в команде с другими людьми.
И для того, чтобы понять, нуждается ли учреждение в нашей поддержке – необходимо поговорить с администрацией и рассказать про результаты работы подобных волонтерских групп, показать фотографии. Обязательно посмотреть на реакцию директора, как он к этому относится, рассказать о сфере волонтерства, в том числе упомянуть то, что в нашей стране это достаточно распространенная и востребованная практика. Постараться убедить в том, что это безопасно и очень полезно, как для детей, так и волонтеров.
Второй этап – налаживание контакта с администрацией учреждения. У нас в Движении «Даниловцы» все оформляются официально, что является существенным плюсом. Потому что в договоре прописаны все основные моменты и в случае возникновении какой-то сложной ситуации, не будет споров и серьезных конфликтов, так как все прописано, бумаги подписаны и согласованы, а значит, все решается достаточно быстро.
Помимо этого, следует предоставить администрации некий “черновой план” работы с детьми. Это то, чем вы примерно собираетесь заниматься с детьми, например – творчество, прогулки, физические занятия и т.д. Также надо донести до руководства мотивацию, почему вы хотите заниматься именно этим видом работы с детьми (гулять, рисовать, лепить и т.д.).
Зачастую администрация, а точнее медицинское отделение, требует справки, подтверждающие, что у волонтеров нет никаких заболеваний, есть прививки и т.д. – этим не стоит пренебрегать и по обговоренному регламенту необходимо все принести и, если придется, то требовать их от волонтеров, если они задерживают. Связано это именно с тем, что наибольшим образом влияет на доверительный контакт с администрацией ДДИ. И когда все приносится вовремя и четко по регламенту, то наш статус сильно возрастает, ровно как и авторитет с доверием. Из этого следует то, что координатор группы «Даниловцы» – очень ответственное лицо.
3 этап – создание условий для соблюдения общих правил Добровольческой организации. В самом начале, координатор волонтерской группы Движения “Даниловцы” знакомится с правилами, которые необходимо соблюдать всем. Это обязательные к исполнению правила, нарушение которых может привести к серьезным проблемам и, как следствие, к увольнению координатора или отказу волонтеру в работе с детьми. Координатор должен обязательно подробно для себя и впоследствии для волонтеров эти правила разобрать. И в случае возникновения вопросов, спросить у куратора всех волонтерских групп, чтобы в дальнейшем не возникало никаких проблем. В противном случае вся ответственность ляжет не только на плечи координатора, но и на плечи “Даниловцев”, что может очень сильно испортить авторитет движения и как следствие вообще всю волонтерскую группу, еще на начальном этапе.
4 этап – создание своих правил группы. В дополнение к общим правилам координатор должен создать ряд правил для своих волонтеров и предоставить каждому перед началом работы. Правила формируются достаточно свободно, но есть некоторые обязательные пункты, выполнение которых строго необходимо. Лично я частично заимствовала правила из группы, где я была волонтером, до своей координаторской деятельности.
Правила очень важны, несмотря на кажущуюся их простоту:
- Перед первым посещением каждый волонтер обязан принести все справки и документы, которые требует администрация ДДИ (список должен быть прописан в договоре). На входе у охраны волонтера должны внести в список посетителей.
- Волонтеры не должны пропагандировать свои религиозные, политические и любые другие взгляды внутри ДДИ.
- Обязательно стоит указать волонтерам, чтобы они очень тщательно, с уважением относились к своим коллегам – не трогали чужие вещи, ничего не ломали и не крушили. Связано это скорее с тем, что некоторые волонтеры, приходя в детский дом, в комнату для занятий, немного теряются. Внутри комнаты, на столах и партах лежат личные вещи детей, которые человек может нечаянно уронить. И что бы такого не произошло, это стоит заранее обговорить. Даже несмотря на то, что это может быть глупое и очевидное правило.
- Следующее правило уже связано непосредственно с работой с детьми. Это конечно же техника безопасности. Каждый волонтер должен быть с ней ознакомлен, вне зависимости от вида деятельности, которой вы занимаетесь с детьми.
- Следующий этап, это создание единого алгоритма работы в группе. Это как раз то что, что я упомянула ранее. Нужно продумать как, когда и чем вы будете заниматься. Например, летом – чаще гулять с детьми, в то время как зимой преобладающими будут различные мастер классы и прочие занятия в помещении. Естественно об этом стоит договориться с воспитателем и о том, как это делать, я расскажу в следующем пункте.
- Контакт с воспитателями – очень важный момент. В первую очередь воспитатели – очень сильно зависят от администрации и когда вы говорите, что директор разрешил, он все равно идет к нему, чтобы переспросить. С недоверием смотрит на новых волонтеров, в особенно когда происходит в период наплыва большого количества волонтеров. Поэтому стоит обязательно познакомить каждого волонтера с воспитателем, давать краткую оценку и описание о жизни волонтера, например: «Здравствуйте, у нас есть новый волонтер Александр. Он у нас по профессии аниматор, у него есть опыт работы с детьми, он прошел собеседование, отметился у директора и будет работать с нами», в идеальном варианте, нужно, чтобы волонтер лично познакомился с воспитателем.
В свое время, опытный координатор волонтерской группы – работающей одном из детских домов для умственно-отсталых детей, дала мне очень хороший совет и подсказала, как проще всего наладить контакт с воспитателем. Самый простой способ – взять его личные контакты. Это не только помогает наладить доверительные отношения, но и в случае чего иметь возможность проводить внеплановые занятия. Также не лишним будет, если вы регулярно будете отправлять фотографии с занятий, поздравления с праздниками и прочие ненавязчивые сообщения. Также, когда проходит непосредственно само занятие, и у меня есть свободная минутка – я подхожу к воспитательнице и начинаю с ней диалог. Воспитатели по большей части это взрослые, опытные женщины и в силу отсутствия какого-то контакта со сверстниками или друзьями с удовольствием делятся новостями из своей жизни, что опять же это очень сильно влияет на контакт с ДДИ, изменяя отношения на какие-то дружеские и теплые. В будущем это очень сильно помогает, когда возникают критические ситуации – координатор не смог приехать, нет материалов для занятия или они не знают, чем заниматься. Тогда воспитатель быстренько найдет материалы или придумает занятие сам, что несомненно выручит в внеплановой ситуации.
5 этап – удержание первых волонтеров. В Движении “Даниловцы” координаторы сами не привлекают волонтеров. Волонтеры приходят в Движение и на первом собеседовании они выбирают ту или иную волонтерскую группу. Один из главных вопросов координатора на начальном этапе – «Как удержать свою волонтерскую группу?». Обычно приходит достаточно много волонтеров, так как это новое интересное место. И те из них, кто не может определиться, чего им хочется, отправляются именно в новые группы. Волонтеров следует удержать не насилием, конечно, а через заинтересованность. И эта задача усложняется для тех групп, где занятия проводятся далеко от станций метро или где время посещения не всегда удобно. Также трудности возникают у людей, которые освобождаются только по вечерам, т.к. дети в интернатах уже ложатся спать или им запрещены встречи с волонтерами и гостями. В нашем случае, «позднее время», это 5 часов вечера. Считается, что уже достаточно поздно и не рекомендуется проводить активные игры в группе, т.к. в 6 вечера ужин, а в 6:30 приготовление ко сну.
6 этап – помощь и поддержка от опытных координаторов волонтерских групп. Очень полезно взять контакты других координаторов, которые уже имеют опыт работы. Зачастую у них есть контакты гостей, которые готовы прийти в статусе волонтеров и привести мастер-класс – клоун, мастер мыльных пузырей, хор, фотограф (как ни странно дети обожают фотографироваться, даже если они потом не видят эти фотографии), спортсмены. Это необходимый элемент в работе каждой волонтерской группы. Потому что помимо новых эмоций для детей, это очень сильно взбадривает группу, разбавляя монотонные, однотипные занятия. Также это помогает в создании контакта между вашей и другими волонтерскими группами, что тоже очень полезно.
Сложности управления волонтерской группой
Для себя я сформулировала шесть трудностей. Первая – это контакт между членами волонтерской группы. По сути это группа абсолютно незнакомых друг с другом людей. Они представляются, рассказывают, чем занимаются, идут на занятие, а потом расходятся. Это не очень хорошо, потому что в процессе работы я не раз замечала, что люди смущаются. Например, из-за того, что не понимают речь ребенка с дефектами, а чтобы понимать, нужно привыкнуть к нему. И зачастую новички очень стесняется спросить совета, попросить помощи у другого, более опытного волонтера. В результате чего не понимает, что ему делать. Данная ситуация очень нежелательна, т.к. ведет к потере волонтера, ведь решив, что эта задача ему не по плечу, человек может просто перестать ходить. И именно поэтому, через какое-то время после начала работы волонтерской группы – стоит провести некий “тимбилдинг”. В моем случае это было, когда мы отмечали полгода с момента создания нашей волонтерской группы. И волонтеры, которые чаще всего ходят и действительно заинтересованы в деятельности, в рамках конкретно нашей волонтерской группы, собрались где-то в кафе и очень долго общались, именно на какие-то личные, неформальные темы. И уже после следующей встречи, я увидела то, как они между собой общаются, не стесняются задавать вопросы и прочее. То есть постепенно становятся товарищами, что в нашей деятельности очень хорошо, потому что взаимовыручка необходима в любой сложной ситуации.
Вторая трудность состоит в том, что многие волонтеры не задерживаются надолго. Волонтер это не вечный элемент и если к вам пришел новенький, то не надейтесь, что он останется в этой группе навсегда, т.к. человек может испугаться, ему может не совсем понравится эта сфера деятельности. Допустим, он пошел в ДДИ и понял, что ему скорее всего будет интереснее в другой группе. Также у волонтеров могут быть какие-то личные проблемы, из-за которых они перестанут приходить. То есть не стоит очень сильно привязываться к волонтерам и расстраивается, когда они уходят. Если так случилось, то это нужно это спокойно воспринимать и стараться как-то весело и быстро реструктурировать группу, чтобы не было пробелов и не получилось так, что дети остаются без внимания.
Третья проблема – это ошибки в процессе работы. Так или иначе, но будут возникать какие-то локальные недочеты, о которых вы не догадывались. Потому что каждый детский дом – это очень индивидуальная организация, и сложности могут быть абсолютно разными. Где-то директор очень позитивно относится к работе, где-то с недоверием, а правила были не до конца соблюдены. Ошибок не стоит бояться или унывать из-за них, если что-то пошло не так, то не стоит думать, что у вас не получается быть координатором и вообще, все очень плохо. Нужно находить ошибки, нужно решать проблемы. Поэтому очень полезное качество для волонтера – это умение задавать вопросы, то есть при возникновении трудных ситуаций, координатор не должен бояться спрашивать у кого-то из “Даниловцев”, администрации ДДИ или воспитателей. Чем больше задается корректных вопросов, тем проще и быстрее решаются проблемы и, как следствие, не допускаются в будущем. Не стоит спускать трудности на нет, замалчивать конфликтные ситуации, потому что даже если один раз вам повезло, и опасность миновала, то в следующий раз все может быть гораздо хуже.
Четвертая трудность – планировка времени: Так как длительность занятия в ДДИ почти всегда ограничена, то нужно тщательно готовиться и продумывать количество дел, поделок, которые вы хотите успеть и сделать за отведенное время. Не должно получаться так, что вы только в середине работы, а уже нужно уходить. Необходимо заранее проделывать ту работу, которую вы собираетесь проводить с детьми. И если вы, например, собираетесь делать поделку, то нужно ее проработать самостоятельно и учесть, что и дети, и волонтеры это не вы. Они могут делать что-либо медленнее, а значит, перед началом занятия стоит рассказать и дать подробную инструкцию о том, что и как делать, чтобы не возникало ситуации, когда работа затормозилась, потому что волонтер запутался и в растерянности.
Пятая проблема – особенности отношений волонтера и ребенка: это действительно большая проблема, потому что я уже сталкивалась пару раз с тем, что волонтеры могут привязываться к конкретному ребенку и приходить заниматься только ради него. В ДДИ 24 сложилась такая ситуация: была девочка, к ней приходил волонтер и уделял ей больше внимания, чем другим. И, казалось бы, что здорово, вот у них такие грустные отношения сложились. Но в какой-то момент девочку забрали в семью, а волонтер вообще потеряла какую-либо мотивацию ходить в этот детский дом и ушел в состояние уныния. Чтобы таких ситуаций не возникало, следует давать волонтеру разных детей, чтобы он познакомился с каждым и принимал все их особенности. Однако бывают и обратные ситуации. Так, например, сейчас, в моем детском доме я наблюдаю такую ситуацию. У нас есть двое молодых людей, что большая редкость. А так как мальчикам из ДДИ зачастую не хватает общения с кем-то своего пола, чтобы послушать истории, смастерить вместе машинку, вышло так, что один из них привязался к волонтеру, молодому человеку. И каждый раз ждет его, и если волонтер не может прийти, ребенок очень сильно расстраивается, даже отказывается заниматься. Поскольку проблема была на начальном этапе, было достаточно просто перенаправить его к другому волонтеру и показать, что там тоже интересно, и другие волонтеры также готовы пообщаться. Но тем не менее, координатору стоит следить за тем, чтобы таких ситуаций не возникало.
Шестая трудность состоит в том, что среди наших подопечных детей есть менее сохранные дети, то есть те, у кого есть существенные речевые или даже внешние дефекты. По большей части они не вступают в контакт вообще, а просто кушают и занимаются самыми простыми вещами, например, перебирают кубики, даже не понимая до конца, что это такое. И достаточно долгое время мы не включали таких детей в свои занятия. Нам казалось, что обычные материалы для творчества (бумага, картон, ножницы, пластилин), которые мы обычно используем, они не осилят. Но в одно из занятий у нас было мало детей, и мы решили взять такого мальчика. И, как оказалось, когда с ним занимаешься, он действительно обращает на тебя внимание, хоть и не понимает полностью, что ты хочешь до него донести, но тем не менее он пытается как-то с тобой контактировать. Это было сложно, но очень интересно, и мы поняли, что это гораздо лучше, чем если бы ребенок просто сидел где-нибудь на стульчике и смотрел в стенку. Поэтому не стоит бояться менее сохранных детей. Гораздо лучше просто взять и проконсультироваться с воспитателями, спросить, можно ли все-таки работать с этим ребенком.
О нашей миссии
Для чего мы приходим к детям? Пока я была волонтером, у меня была достаточно абстрактная цель: хотелось реализоваться в работе с детьми и помочь реализоваться им самим. Но в процессе работы координатором я поняла, что вопрос более глобальный, и наша миссия заключается не только в том, чтобы прийти, позаниматься с ребятами и уйти. Наша цель гораздо более глобальна.
Каждый волонтер не только сам реализуется, но и помогает другому человеку. Это уже здорово, потому что мы все чувствуем себя причастными к какому-то большому делу. Волонтер понимает, что помощь – это здорово, что он может помогать детям и самое главное – делает это.
Помимо этого, наша миссия заключается в работе с обществом. То есть благодаря рекламе, фотографиям, социальным сетям, видеороликам и просто общению идет распространение информации. Общество понимает, что особенные дети это не что-то опасное и ненормальное, а что они такие же люди, как мы, и стоит просто найти подход к ним, учиться общаться. В свою очередь люди с особенностями могут научиться общаться с нами и уже не будут такими не причастными к обществу.
Благодаря нашей работе мы развиваем толерантность к чему-то особенному, необычному, в частности, к особенным детям, детям с дефектами речи и детям с внешними дефектами. Мы уже не воспринимаем их как что-то страшное, а наоборот, как нормальных людей, которым не повезло родиться такими.
Мы создаем положительный образ волонтера. К сожалению, многие воспринимают волонтера как сектанта, который хочет что-то и зачем-то сделать. Необходимо донести до общества, что волонтеры, это люди, которые просто готовы изменить что-то в нашей жизни в лучшую сторону. И волонтером может быть абсолютно любой человек: от студента до бизнесмена. Потому что волонтеры, это в первую очередь, люди, которые хотят и которые изменяют наш мир, общество и людей вокруг себя в лучшую сторону.
2. Статья экс-координатора группы в ЦССВ “Сколковский” Марианны Бушуевой.
С чего я начинала?
Я хотела помогать тем детям, которым не хватает внимания и теплых взаимоотношений со взрослыми. Обнаружив в своем районе Детский дом для умственно отсталых детей, я решила попробовать себя в качестве волонтера именно там.
О детях с особенностями в развитии до волонтерства я знала мало, смотрела несколько фильмов, но не было такого, что эта тема меня цепляла. Конечно, прийти впервые было страшно, ведь у детей различные диагнозы, в голове всплывало много мифов из обрывочной информации от знакомых, из новостей, но впоследствии мои опасения не подтвердились. Это оказались просто дети, просто менее развитые для своего возраста.
Так я и погрузилась с головой в тематику особых людей, заинтересовалась темой, посмотрела фильм «Антон тут рядом» про мальчика с аутизмом, стала обращать внимание на статьи про особых детей, на тех, кто живет в моем дворе, начала задумываться о том, как строить с ними взаимодействие, и быстро втянулась. Я почувствовала нужность волонтерских посещений именно в этом Центре, так как любым детям нужно много внимания и участия, а в случае с особыми детьми все это им нужно вдвойне! На мой взгляд, постоянные волонтеры могут детям это внимание дать.
Сначала я познакомилась с администрацией главного здания, а после – с персоналом второго корпуса, в котором я и создавала впоследствии волонтерскую группу. Меня встретили вежливо, но было видно, что воспитатели насторожены, ведь в этом здании волонтерство было внове: в корпусе проживают маленькие дети, что накладывает много ограничений на возможности социализации и приглашения людей со стороны. Сложные мастер-классы малышам в силу диагнозов не нужны, а вот волонтерство в том формате, которое могли предложить «Даниловцы», оказалось очень полезным.
Волонтеры и сотрудники
По прошествии времени, полгода или года постоянного сотрудничества, мы с группой поняли, с чем была связана настороженность администрации. Во-первых, им не до конца были ясны мотивы, по которым волонтеры на регулярной основе посещают детей. Сотрудники за время работы в этой непростой сфере сиротства видели многое – изломанные судьбы, предательство, асоциальное поведение, поэтому простые добрые мотивы людей не сразу укладываются в той системе мира, в которой они существуют.
Неудивительно, что сотрудники не ожидали постоянства посещений, той самоотдачи, с которой группа приходит каждую неделю. Первое время шла притирка между учреждением и волонтерами: они смотрели, насколько мы готовы сотрудничать, соблюдать правила, проявлять гибкость и учитывать интересы детей, потому что это то, ради чего работаем и мы, и воспитатели. Когда воспитатели увидели живой, неподдельный, бескорыстный интерес девушек-волонтеров к детям, то, насколько чутко они относятся к малышам, настороженность пропала.
Первые полгода выстраивать взаимоотношения с администрацией было сложно, так как группа набиралась, почти каждое посещение появлялись новые волонтеры, новые лица, что побуждало и администрацию, и медработников, и воспитателей больше ограничивать, нежели поддерживать работу волонтерской группы. Они старались как-то “перебдеть”, дать больше дополнительных указаний, и было видно, что волновались за детей.
К сожалению, мы не обсуждали наши занятия и прогулки с персоналом, медработниками, логопедами. Наверное, отсутствие диалога, повышенная тревожность и тотальный контроль – это главные преграды для взаимоотношений между обществом и государственными учреждениями для детей-сирот.
Таким образом, в первый год работы моей группе волонтеров приходилось действовать в соответствии с женской интуицией, со своим личным опытом общения с детьми, а также с теми наработками по общению с особыми детьми, которые были на тот момент в Движении у других координаторов и специалистов по работе с особыми детьми. Для себя я поняла, что координатор-новичок должен иметь знания в области детей с особенностями развития, знать, как строить с ними коммуникацию, на что обращать особое внимание, как с ними взаимодействовать на улице и в помещении, ведь все эти базовые принципы он проговаривает с волонтерами на собеседовании. Реалии таковы, что персонал учреждения занимается только своей работой, у него нет возможности проводить тренинги для волонтеров. Поэтому наличие базовых знаний – что можно ожидать от таких детей и как с ними общаться, – помогает выстроить доверительные взаимоотношения между сторонами.
Все здание нам сначала не показывали. Мы, можно сказать, открывали его по частям в процессе выстраивания отношений с персоналом. Первое время нам очень везло с погодой. Практически целый год мы гуляли с детьми на улице! У нас редко была необходимость проводить время в помещении – дожди и ураганы никогда не выпадали на субботу, наш день посещения. Поэтому волонтерскую, музыкальную и классную комнаты (помещения для занятий и мастер-классов) моя группа получила уже спустя год постоянных посещений. Да, в этой сфере все не быстро. Зато, если ты завоевал доверие администрации и персонала постоянством посещений, позитивной атмосферой, которую привносит волонтерская команда – все двери потихоньку будут открываться. Не торопиться и делать свое дело – это наш девиз!
Сам детский дом выглядит презентабельно – внутри свежий ремонт, светлые стены пастельных оттенков персикового, зеленого и розового цвета, на полу линолеум и иногда ковры, на окнах – ажурные занавески, которые придают уют помещению. Правда, детские площадки выглядят не очень хорошо – как на окраине Москвы лет десять назад. Железные качели с деревянными обшарпанными сиденьями, старая карусель с облупленными фигурками морских животных и небольшая пластиковая горка. Из нового – только машинка, подаренная какой-то делегацией в прошлом году, хит среди группы подросших мальчишек. Внешний вид достаточно унылый. Прошлым летом на территории Центра перестроили беседки. Моя группа волонтеров этим летом планирует оживить новые беседки рисунками, я уже нашла группу художников-волонтеров и согласовала с директором эскизы рисунков по мотивам советских мультфильмов. Такие инициативы очень вдохновляют всю группу, дают возможность чувствовать реальное участие в жизни детей, а также каждый из членов команды может проявить себя.
Как я стала координатором
Волонтером я была полгода. И стала координатором волонтерской группы. В мой жизни многое изменилось. Я стала более чутко относиться к людям, внимательнее следить за политическими решениями в вопросах сиротства, начала изучать аналитику и читать блоги приемных родителей и работников сферы НКО, из которых узнала об основных проблемах сиротства в России и реальных возможностях изменить ситуацию к лучшему. Я стала изучать опыт иностранных коллег во время своих поездок за границу. Мне часто встречаются люди, занимающиеся благотворительностью, мы сравниваем, как она устроена в других странах и в России.
Неожиданностью стало то, как сильно у меня изменился круг общения! Особенно за первые полгода работы координатором. Я столкнулась с социальными проблемами, которые всегда были рядом, но я просто не замечала их возле своего носа. Мне захотелось поделиться этими открытиями с друзьями, но оказалось, что далеко не каждый человек готов столкнуться с реальным положением дел, не у каждого есть на это моральные силы. Да и просто время в жизни, чтобы думать на эту тему. И какая-то часть моего постоянного круга общения исчезла, а на смену пришли добрые, отзывчивые и чуткие люди из благотворительных проектов.
Анализируя сейчас, я понимаю, что такая резкая смена круга общения происходит потому, что ощущается невозможность дальнейшего общения с человеком, если он просто закрывает глаза на какие-то очевидные вещи, делая вид, что этого не существует. Я не говорю про то, что все должны заниматься благотворительностью, каждый сам для себя выбирает. Но какие-то базовые человеческие ценности в любом случае существуют, и вот в какой-то момент начинается противоречие между тем, что ты человеку рассказываешь, и тем, какими клише на это реагируют, поэтому и меняется круг общения. Сейчас у меня очень светлые и позитивные друзья, я получаю от общения с ними гораздо больше позитивных эмоций, чем было три-четыре года назад, до того, как я пришла в НКО.
Когда я впервые стала координатором, у «Даниловцев» еще не было системы супервизорства. Приходилось многие вещи решать самой или искать пути решений через разговоры с близкими, людьми, не вовлеченными в благотворительность. Сейчас, с появлением супервизоров, стало проще находить ответы на сложные вопросы. «Даниловцы» сформировали «зонтики», разделив координаторов на небольшие группы с опытными супервизорами во главе, раз в месяц мы обмениваемся опытом, озвучиваем возникающие сложности в работе групп. Это очень помогает! Это именно то, чего мне не хватало в первый год построения новой команды волонтеров – из первых рук получать ответы на вопросы. Работа в сфере государственных центров для детей-сирот у разных людей рождает примерно одинаковые вопросы, поэтому важно, чтобы рядом был человек, который уже прошел этот путь год или три назад. Заранее все нюансы не проговорить, только ступенчато, проходя через всё это, делая новые открытия на своем пути, примиряясь с одними несовершенствами и находя новые.
Зачем волонтеры приходят к детям?
Как я могу сформулировать, зачем мы там? Мы нужны, чтобы детские дома были не «казёнными учреждениями» за закрытым забором со своей спецификой, а действительно семейными центрами, в которых двери открыты для гостей, для друзей. Для того, чтобы обычные люди могли быть рядом с детьми, помогать и детям, и воспитателям не зацикливаться на мелких проблемах, замечать успех и прогресс, знать, что большой мир за забором может быть добрым и отзывчивым. Когда ребенок каждую неделю в привычное время видит рядом свежие, открытые лица волонтеров, ясные глаза девушек, которые приходят в свое свободное время поиграть, они действительно переоценивают свои действия, появляется мотивация для развития, преодоления себя, социализации. Присутствие вовлеченных в процесс людей со стороны (которыми являются волонтеры) помогает отпустить негатив или обиды, которые неизбежно формируются, когда находишься длительное время в одном помещении.
Иногда у детей и волонтеров возникает взаимная привязанность. Это неизбежно, это часть взаимодействия. Если ребенок привязывается к волонтеру или наоборот – вступает в силу жизненная регуляция: к примеру, появляется еще один волонтер, с которым ребенку хочется проводить время. Избежать привязанности практически невозможно, в обычной жизни дети также привязываются к тетям и дядям, которые переезжают в другие страны и города, к бабушкам и дедушкам, которые умирают. Поэтому мы не стремимся избежать любого негатива, ведь жизнь состоит и из этого опыта тоже. Но, конечно, моя группа старается сделать так, чтобы у каждого ребенка был не какой-то один постоянный волонтер, а несколько разных. Таким образом, круг общения ребенка состоит сразу из нескольких новых людей, что помогает расширить жизненный опыт, которого там мало у сирот.
Кроме того, посещения группы бывают раз в неделю, такая периодичность исключает какие-то совсем сложные ситуации. Волонтеры работают, ездят в отпуск, болеют, так что дети проводят время не только с тем, к кому сильно привязались, но и с другими волонтерами.
Иногда мы устраиваем детям видеосвязь с любимыми волонтерами, которым из-за работы или других обстоятельств не удается попасть на посещение, и, безусловно, видео – очень интересный для ребят из детдомов формат. Через видео можно показать ребенку свою собачку или котика, любимые цветы на подоконнике. Такое окошко в мир, чтобы у ребенка была мотивация учиться, узнавать новое и развиваться. Один из детей-подростков после видеозвонка месяцами вспоминал собачку любимого волонтера – йорка с хвостиком на голове. Таким большим впечатлением стал для него этот, казалось бы, незначительный для обычного человека звонок.
Вообще, для волонтера психологические эффекты наступают не сразу, а по прошествии времени. В самом начале идет погружение в мир детского дома, это обнажает душу, делает ее восприимчивой к увиденному. Хочется делиться своей болью с окружающими, привлечь их внимание к этой острой социальной проблеме, такой масштабной в нашей стране. Но через какое-то время это проходит. Нет, душа не черствеет, она просто становится нежнее. Удивительно, но лично я стала легче и светлее воспринимать сферу сиротства в целом, начав волонтерить в ДДИ. Ощущение причастности к тому, чтобы сделать жизнь сирот лучше, к тому, чтобы помочь детям найти настоящую семью любящих людей – все это помогает не закрывать глаза на проблемы, а напротив, принимать активное участие в их решении.
Когда у меня появился ребенок, я думала: «Как же так может быть, что совсем рядом есть детишки, у которых нету мамы», мне было так больно, так грустно от этого. Но как только я начала волонтерить, а потом и координировать группу, и делать что-то, чтобы детям было немножко лучше, чтобы они чувствовали себя кому-то нужными, чтобы у них появлялись новые друзья, новые значимые в жизни люди, мне стало легче. Потому что я что-то делаю для того, чтобы найти для, пусть и нескольких, детей друзей, которые будут поддерживать их в сложной ситуации.
О волонтерах и волонтерской группе
В нашей волонтерской группе сформировалось тесное сообщество волонтеров. Достаточно часто после посещения мы либо вместе гуляем и обсуждаем какие-то сложные вопросы, либо идем в кафе, периодически устраиваем мероприятия для наших подопечных детей. Получается так, что подготовка к этим мероприятиям является психологической поддержкой для волонтеров. Мы проговариваем сложные моменты, которые в рабочем чате группы не напишешь, разбираем ситуации с тем или иным ребенком, более опытные дают советы, а еще обнаруживают, что те же самые переживания есть и у других членов команды, и становится легче.
Большинство волонтеров не обсуждают непростые вопросы сиротства ни в кругу своей семьи, ни в кругу друзей, потому что чаще всего близкие нам люди занимаются другой работой и далеки от социальной тематики, им это просто ни к чему – не поймут, не смогут дать совет. А девчонки в волонтерской группе друг друга поддерживают, подсказывают. Обмен опытом, понимание, что та психологическая дилемма, которая возникла у тебя в голове, была или есть у другого человека, то, к каким выводам приходят твои коллеги-волонтеры, очень помогает и дает разгрузку.
Новые волонтеры приходят в группу с мотивацией быть полезным, помочь, очень часто люди хотят свое свободное время провести с пользой, а не слоняясь по торговым центрам, покупая вещи. Очень здорово, что все больше людей начинают задумываться о том, что быть социально полезным – это здорово, и за это не должны платить деньги. Люди готовы отдавать. И я не работаю с теми, кто отдавать не готов. Иногда на собеседование приходят волонтеры, после разговора с которыми возникает четкое ощущение, что человек готов только брать, решать свои психологические проблемы или просто “забить” время делами. Но у детей-сирот что-то брать, это уже перебор…
Как я это понимаю? У “Даниловцев” есть основные вопросы, которые задаются каждому кандидату на собеседовании. Когда я понимаю, что при помощи волонтерства человек хочет отвлечься, или дома ему говорят: «Займись чем-нибудь», и вот он приходит на собеседование. Но в основе должен стоять добрый порыв души!
Мне нравится, когда человек с ходу не может сказать, почему он решил прийти в мою группу и в волонтеры в целом. Просто он так чувствует и понимает, что это правильно и нужно.
Когда же у человека есть четкий план действий, он говорит про политику, экономику страны, правительство и работников детдомов – это сильно настораживает. Люди с таким аналитическим подходом либо преследуют какую-то цель, далекую от волонтерской философии, либо быстро скисают и пропадают с посещений, ведь такой глобальный подход в работе с особыми детьми не срабатывает. В этой сфере все происходит очень медленно.
С мотивацией волонтеров я, конечно, работаю. Во-первых, я слежу за тенденциями в области приемного родительства. Отслеживаю рост числа приемных родителей по стране, по Москве, информирую группу о том, что интерес к этой сфере растет, что усыновляют и подростков, и детей с диагнозами, что деньги на особых детей выделяются, что все больше людей посвящают этому свою жизнь. Люди все чаще забирают особенных детей, проходят школу приемных родителей – методология этих школ помогает исключить случаи возвратов, когда приемные родители берут детей и через месяц понимают, что они их не тянут. Есть много фондов, поддерживающих приемное родительство, с группами психологической поддержки и пониманием всех этапов адаптации к новой семье. И этот масштаб изменений действительно мотивирует!
Я всем волонтерам на собеседовании говорю о том, что мы как люди со стороны готовим детей к социализации, чтобы в День Аиста, когда придут приемные родители, дети смогли проявить и показать себя, быть собой, а не спрятаться в угол от незнакомцев. И позитивный настрой детей к внешнему миру поможет разглядеть в сиротах обычных детей, мальчиков и девочек, а не запуганных котят, которые никогда в жизни обычных людей не видели и могут довериться только своей воспитательнице. Такая задача – большая ответственность волонтера, который помогает ребенку не бояться новых людей, показывает, что люди могут быть с ними искренни и добры.
Вторая мотивационная история – это успехи детей. Что важно, это, кстати, можно отнести к возможным бывшим ошибкам, – обязательно надо общаться с воспитателем. Постараться найти момент тет-а-тет, расспросить воспитателя об успехах конкретного ребенка, проявить живой интерес и дать возможность воспитателю вместе проанализировать успехи и неудачи ребенка, посмотреть на него под другим углом, через призму волонтера. В обычной жизни мы не всегда обращаем внимание на успехи, на то, как быстро растут дети, а в дискуссии изменения видны сами собой! Кроме того, воспитатель хорошо знает все особенности своих воспитанников и может дать ключик к общению с конкретным ребенком.
И третья моя мотивация – это должность зам.координатора. Бывают ситуации, когда у меня не получается приехать на посещение (болезнь, работа, отпуск), тогда я назначаю одного из волонтеров координировать встречу. Это всегда разные члены нашей команды. Мы созваниваемся накануне, проговариваем основные моменты (сбор волонтеров, тема поездки, распределение, списки), и каждый волонтер начинает по-новому оценивать и мою работу координатора, и свою волонтерскую миссию. Происходит переоценка того, как устроена волонтерская группа, какую роль должен играть каждый участник для того, чтобы принести детям еще больше пользы и внимания.
В роли зам.координатора волонтеры распределяют детей и учитывают различные тонкости диагнозов и совместимость команд волонтер-ребенок. Самый сложный момент – когда кого-то из детей не получается взять на прогулку, что становится ответственностью главы нашей команды. Необходимость иногда отказывать заставляет о многом задуматься. После такого опыта волонтеры смотрят на координацию под другим углом, становятся инициативнее, ощущают всю тонкость настройки сложного волонтерского механизма. Будучи просто волонтером, ты настолько погружен в своего подопечного ребенка, что не замечаешь происходящее вокруг. Возможность побыть зам.координатора приоткрывает занавес внутренней кухни, возможность погрузиться в нее. Практически все волонтеры моей группы раз или два были зам.координатора. Это не значит, что они захотят стать координаторами, но это важный опыт, который помогает погрузиться в нашу деятельность глубже, посмотреть на ситуацию в целом, предложить свои коррективы, сплотиться с группой и получить доверие со стороны воспитателей. Одни плюсы!
Несколько советов начинающему координатору
Если кто-то планирует открыть группу в ДДИ, то с самого начала нужно построить в голове картину того, что именно хотелось бы привнести в учреждение, чего, как вы почувствовали, особенно не хватает именно в этом учреждении: это мастер-классы? Или прогулки? Или живое общение? Построить себе своеобразные цели на полгода-год-пять лет.
Затем постарайтесь познакомиться со всеми воспитанниками учреждения, узнайте, какие группы детей наиболее остро нуждаются в помощи, затем честно оцените свои возможности и возможности вашей группы волонтеров.
Так, к примеру, весь первый год волонтерства моя группа чаще навещала малышей, хотя воспитатели говорили мне о старших мальчиках, о том, как им не хватает внимания и общения. На тот момент у моей волонтерской команды не хватало опыта, среди волонтеров было больше студенток первых курсов, и я не решалась взять на себя работу со сложными детьми.
Спустя время я как координатор набралась опыта в работе с особыми детьми, в моей группе появились волонтеры постарше, со стабильной работой, семьей, и прогулки с мальчиками стали для нас еженедельными.
Анализируя прошлое, я радуюсь, что мы не торопили события и действовали в своем ритме, что привело к хорошим результатам – те мальчики, с которыми мы в течение второго года работы группы выстраивали качественную коммуникацию, стали лучше учиться, у них налицо прогресс социальных навыков. Мы все сделали правильно! Ведь один из главных моментов, о которых стоит помнить каждому координатору и волонтеру – не навреди. В случае с незащищенными группами населения часто хочется объять необъятное, сделать больше, уделить внимание всем. Но качественно сделать это не получится. То, что один человек в добром порыве души не рассчитал свои силы и силы своих волонтеров, может принести разочарование и замкнуть в себе детей, у которых за плечами и без того хватает негативного жизненного опыта ввиду обстоятельств их жизни.
Сфера работы с особенными детьми сложна из-за отсутствия информации и методологии работы для волонтеров. Существуют методики для родителей, для сотрудников, то есть для профессионалов в данной области. Поэтому координатор в начале работы должен подобрать и внимательно изучить такую разную информацию по взаимодействию с особыми детьми: в какие игры на знакомство можно поиграть всей группой, какие особенности и порядок взаимодействия подразумевает тот или иной диагноз, каковы прогнозы развития детей. Будет здорово пообщаться с действующими педагогами вашего ДДИ, и даже если время встречи для вас крайне неудобно (у работников данной сферы свои жесткие графики) – я очень настоятельно рекомендую встретиться с психологом и/или игровым педагогом вашего учреждения в удобное для них время. Найдите возможность и силы, ведь такая разовая встреча положит мощный фундамент на последующие годы волонтерских посещений вашей группы!
Какие у нас были ошибки?
В заключение хочу разобрать те ошибки, которые мешают развиваться всей волонтерской команде. За время своего координаторского пути я поняла одну грустную вещь – когда у тебя есть большая группа волонтеров и еще большее количество подопечных детей, не стоит зацикливаться на конкретных детях. Всегда необходимо оценивать ситуацию в общем и целом, доверять мнению воспитателей о целесообразности занятий с тем или иным ребенком с поправкой на его состояние, не пытаться “всех спасти”. Перестать быть волонтером для одного ребенка, быть именно координатором группы. Звучит банально, но на деле это очень непросто. Как это модно сейчас говорить – быть “в моменте здесь и сейчас”, наслаждаясь улыбками тех детей, кто сегодня проводит время в обществе искренних и добрых волонтеров, отмечать даже крохотные успехи каждого – громко, вслух, привлекая внимание всех окружающих. Переключать внимание группы на позитивные моменты, когда что-то не получается. Почти любую ситуацию можно спасти, спев хором веселую детскую песенку или научив новым навыкам – щелкать пальцами, вышагивать маршем, высоко задирая носок, или даже выдувать мыльные пузыри.
Далеко не сразу я поняла, как важно сформировать не только сплоченную группу волонтеров, но и помочь самим детям сдружиться внутри коллектива, объяснить им, что они могут стать друг для друга надежной поддержкой и опорой, что внимание можно проявить не тычком в бок, а улыбкой и ласковым словом. Людям с ментальными нарушениями такой опыт формирования социальных навыков очень полезен и меняет их жизнь к лучшему не только тот раз в неделю, когда приходят волонтеры, но и в бытовой жизни все остальное время.
Перед открытием группы хочу посоветовать самое главное – найти единомышленников, с которыми можно будет делиться сложностями на этом пути, получать поддержку и иногда – мудрый совет. И дать себе время. Дать возможность двигаться очень маленькими шажками, посмотрев на которые спустя время, станет видно, что эти маленькие шаги приводят всех участников процесса к чему-то большему, к гигантским изменениям как снаружи, так и внутри.