Урок 2. Опыт действующего супервизора

Урок Progress:

Супервизор… Непонятное иностранное слово… Кто он? Чем занимается?

В психологии супервизор – специально подготовленный психотерапевт, который консультирует другого, «обычного» психотерапевта, по вопросам его практики. Супервизия может дать тому, в отношении кого она ведется, и обсуждение насущных тем, и поддержку в работе с «непростыми» клиентами, и возможность расширить свои способности как профессионала, и личностное развитие самого терапевта.

Но какое отношение всё это имеет к благотворительности и волонтерству? Объясню наглядно.

Представьте: вы управляете группой волонтеров. Условно каждую субботу ваша команда приходит общаться и творить с детьми в больнице или детдоме или проводит с ними онлайн-встречи (в новых реалиях часто это пока единственный вариант). На вас лежит ответственность и много задач, чтобы всё складывалось хорошо и даже отлично. Вы – целеустремленная, активная, многогранная личность, но, прежде всего, человек, а не супергерой из комиксов! Ваши способности организовывать процесс и при этом оставаться человечным удивительны, но и они не делают вас всесильными, что вполне нормально!

Во время посещений или созвонов вы сталкиваетесь с какими-то трудностями, вопросами, сомнениями. Хочется с кем-то разделить их, спросить, посоветоваться… Например, вы думали, что будет 4 волонтера, а пришел или подключился только один, и это нарушило ваши планы. Или подопечный неважно себя чувствовал и слишком много капризничал. Или уставшая воспитательница была с вами не очень любезна. Или связь в Зуме оставляла желать лучшего, и всё пошло наперекосяк.

Ситуаций возникает море, как типичных, так и уникальных! И тогда крайне необходимо, чтобы в вашем окружении и распоряжении находился человек с позицией не начальника, но эксперта, который бы вас реально и подолгу слушал, при этом услышал и основный ваш посыл, и важные детали, от души приободрил, посочувствовал с глубокой эмпатией, подсказал, как сделать лучше, или направил, к кому пойти за компетентным знанием. А, может, даже и сам поучаствовал в Ваших встречах, поддержав, когда мало волонтеров, или надо посмотреть на ситуацию со стороны.

А иногда вам нужно кому-то рассказать, как вы сегодня, наоборот, классно провели время: волонтеры и связь не подвели, подопечные были в прекрасном расположении духа, персонал от души поблагодарил.

Где же найти «многорукого» волшебника, «палочку-выручалочку», другими словами, супервизора? Откуда они берутся? Из тех, кто сам в прошлом был координатором (так вышло со мной) или имеет подходящий стаж в сфере волонтерства и благотворительности, не обязательно психолог, хотя такое образование тоже может служить подспорьем в работе.

Кстати, когда я в прошлом была координатором волонтерской группы в Российской детской клинической больнице, у меня такого персонального помощника еще не было. А теперь вот уже почти 2,5 года каждый координатор нашего движения окружен постоянной заботой своего супервизора.

Супервизор:

  • находится в курсе происходящего в волонтерской группе через общение с координатором посредством созвонов, Интернет-переписки, встреч (очных или онлайн);
  • помогает координатору советами и рекомендациями;
  • поддерживает смыслы служения координатора и его группы, показывает новые ракурсы, особенно в меняющихся условиях;
  • подсказывает свежие идеи, вдохновляет, мотивирует координатора, что также особенно актуально сейчас;
  • напоминает координатору о стандартах деятельности, информирует о том, что происходит в других группах и движении в целом.

Супервизор всегда рядом – как принимающая опора, опытный наставник, профессиональный друг, старший коллега. Координатор имеет право рассчитывать на то, что получит отклик супервизора на свои начинания, узнает ответ на мучающий вопрос либо услышит честное мнение о сложной ситуации.

Кроме того, супервизор создает над координаторами так называемый «зонтик» – группу координаторов. Их объединяют по двум принципам. Либо по тематическому (например, больничные координаторы, координаторы групп, работающих с особыми детьми или подростками), либо по смешанному признаку – координаторы групп с разной проблематикой и категориями подопечных. Никто не мешает координаторам одного зонтика общаться между собой напрямую, но супервизор дополнительно создает между ними «мостик», рассказывая одному координатору об опыте другого или делясь новостями во время созвона, организуя минимум раз в месяц рабочую встречу, где обсуждаются последние события, все достижения, проблемы групп и оптимальные пути их решения. Так возникает общность, сотрудничество и иногда даже крепкая дружба между отдельными координаторами.

Супервизор умеет держать язык за зубами! Если координатор делится чем-то сокровенным и просит об этом никому не рассказывать, супервизор сохранит конфиденциальность. Можно пожаловаться на кого-то или облегчить душу, поговорив на больную тему не для посторонних ушей. Исключение из правила – только крайние случаи – если молчание повредит самому координатору, его волонтерам или подопечным. Почти как тайна исповеди!

Само собой, супервизор – тоже не супергерой и не знает абсолютно всё, но он может прокачиваться и спрашивать у других коллег и управляющей команды, как быть с неоднозначными кейсами. В общем решение найдется!

Теперь думаю, вы убедились, насколько надежен может быть тыл у координатора волонтерской группы. Буду рада, если эта информация пригодится для ваших проектов или просто для общего кругозора.

П.С. Стоит отметить, что пандемия и время поставили перед супервизорами новые задачи и проблемы: например, слишком близкие отношения могут мешать решению каких-то вопросов, где-то требуется более твердая рука и управленческое сознание. Роль и статус супервизора требуют переосмысления и смещения некоторых акцентов, и наша команда сейчас размышляет об этом.

Александра Сошникова – супервизор, специалист по работе с социальными сетями, волонтер группы духовной переписки с заключенными Добровольческого движения «Даниловцы»