Урок 1. Опыт руководителя супервизорской группы

Урок Progress:

С момента основания движения основополагающей рабочей позицией всегда был и остается координатор волонтерской группы. Будучи глубоко вовлеченным в эмоционально напряженную сферу социального волонтерства, он нуждается в том, чтобы кто-то мог выслушать, ободрить, помочь разрешить проблему, дать совет со стороны. Для создания системы упорядоченной и тесной поддержки координаторов с осени 2018 года в «Даниловцах» появилась позиция супервизор координаторов волонтерских групп.

Супервизор – это сотрудник, который:

  • находится в курсе происходящего в волонтерской группе через общение с координатором;
  • помогает координатору советами и рекомендациями;
  • поддерживает смыслы служения координатора и его группы, показывает новые ракурсы;
  • подсказывает свежие идеи, вдохновляет, мотивирует координатора;
  • напоминает координатору о стандартах деятельности, информирует о всем спектре мероприятий и новостях из жизни других групп и движения в целом.

Какие вопросы координатор решает с супервизором?

С супервизором координатор обсуждает процесс работы группы в учреждении; вопросы по работе с волонтерской группой в целом и общения с каждым волонтером в отдельности; контакт с подопечными: как он налаживался с тем или иным подопечным, как именно он происходит, в каком направлении можно двигаться.

Психолог и куратор волонтерской деятельности по административным вопросам – это люди, к которым обращаются с четким вопросом и просьбой дать ответ. А к супервизору, в первую очередь, обращаются за ободрением и одобрением. У координатора регулярно возникают вопросы, и не какие-то этические или дисциплинарные, а чисто человеческие: например, правильно ли он поступил в той или иной ситуации. И супервизор – это именно тот человек, который скажет координатору: «Да, ты имеешь право так поступить, если ты этого хочешь. Да, ты действительно можешь это сделать. Да, подопечный сделал то-то, и если бы ты был спокоен, ты бы поступил иначе. Но ты не был спокоен и поступил так, и это нормально в твоем состоянии. Ты молодец». Супервизор – это тот человек, который разрешает сомнения координатора, а их порой немало.

В том случае, если координатор что-то хочет изменить в своей группе, он тоже может обратиться к супервизору. К примеру, на посещение приходит столько-то волонтеров, а координатору хотелось бы столько-то. Или ситуация: часть подопечных уходит, а у волонтеров остаются к ним какие-то чувства. Как ввести некий ритуал прощания? Вот уходящий с поля человек, он что должен сказать волонтеру? Или, может, у него что-то должны спросить или поблагодарить? Что должно произойти, чтобы эта ситуация для всех прошла нормально, чтобы волонтеры потом не думали, что, мол, мы этого человека обидели. Или чтобы координатор не был виноват, что вот волонтер в первый раз пришел на посещение и что-то не сделал или не доделал, а подопечный из-за этого ушел, обиделся… С такими ситуациями не пойдут к психологу, а позвонят супервизору сразу после посещения. И супервизор скажет, что человек имел право уйти, и у каждого есть право на выбор, а ты молодец. А потом вместе они смогут придумать что-то, что можно ввести в работу, чтобы любая ситуация стала более безопасной.

По отношению к координатору супервизор – он кто?

«Супервизор» – слово для волонтерской темы непривычное. Сразу возникает ассоциация с супервизором в психологии, а супервизор волонтерского движения таковым не является. Супервизор довольно много контролирует координатора, дает свой взгляд. С одной стороны, есть некий этический стандарт «Даниловцев» по отношению к персоналу, к волонтерам, к самим координаторам. Мы небезупречны, но мы стараемся. С другой стороны, есть некоторые правила учреждения. И координатор не всегда может учесть все. Например, координатор может заказать социальное такси, но не спросить, есть ли у них лицензия на перевозку, например, людей в колясках или, наоборот, тех, кто не на колясках. А супервизор может сказать: «Прекрасно, что ты организовываешь вот это! А ты случайно это не забыл? Потому что вот это тоже надо сделать». Супервизор проконтролировал координатора.

В волонтерской организации есть различные правила. К примеру, координатор может отказать волонтеру без объяснения причин. Но некоторые координаторы, например, могут сделать это в какой-то свойственной именно им форме, иногда не очень корректно. И тогда супервизор про себя понимает: да, вот сейчас человек сделал это, и я его поддержал, сказав: «Да, молодец. Тебе было некомфортно, ты имел право отказать – и ты отказал. Но ты знаешь, можно еще отказ было бы сделать вот в такой форме, а можно было бы вот так». Потому что супервизор чувствует, что координатор отказал, но сделал это не вполне этично. И волонтер, которому отказали, может сейчас пойти к куратору волонтерской деятельности или начать писать какой-то пост в Фейсбуке. Может, отказывать стоит немного в другой форме. И отказать без объяснения причин – это не значит вообще проигнорить и удалить из чата. И супервизор с координатором начинают разбираться в этой ситуации, как именно повели себя все участники. И если понятно, что это произошло не вполне в традициях «Даниловцев», то супервизор может предложить координатору иные варианты, как можно это делать в будущем. Тут проявляется контролирующая функция супервизора в волонтерстве, которой нет у супервизора в психологии.

Второй момент – каждый координатор, ведя волонтерскую группу, воплощает какой-то свой проект. Он пришел по своим мотивам сделать что-то, что для него ценно, привнести то, что он считает важным, и его волонтерская группа в некотором смысле авторский проект. Но реализовать его в том виде, в котором координатор хотел бы, у него получается не всегда. Иногда бывает, что координатор не вполне умеет общаться с незнакомыми людьми, тревожится, некомфортно себя чувствует, когда волонтеров одновременно приходит много. Но при этом он очень хочет, чтобы волонтеров ходило много. И тогда супервизор может сказать так: «Смотри: то, что ты делаешь, приводит вот к такому результату. Если ты доволен этим результатом, если тебя устраивает, сколько волонтеров, если тебе так комфортно и спокойно, то у тебя может быть вот такая группа». Найти ей подходящее название, образ, метафору, сказать координатору: «Ты созидаешь вот это».

А бывает иная ситуация – координатор говорит: «Мне непросто с этим, у меня нет сил на то-то и то-то, но я хочу вот это». И супервизор тогда отвечает: «Теми методами, которыми ты действуешь, ты желаемого результата не добьешься. Тебе надо меняться. Давай попробуем сделать вот это или вот это, попробуем наладить вашу жизнь в чате, наладить ваши отношения, когда вы идете от метро или к метро, и посмотрим, что будет». Тут у супервизора есть возможность помочь координатору построить то, что он хочет. А с другой стороны, если он не теми средствами добивается того, чего он хочет, дать ему увидеть это и помочь действительно воплотить его мечту.

А бывают координаторы, которые немного комплексуют, когда другие координаторы на общих собраниях о своих группах рассказывают, какой у них там «пир горой», и на посещение приходит по десять волонтеров. Но они действительно себя комфортно чувствуют, когда на посещение приходит 2-3 волонтера! Они себя некомфортно чувствуют, когда другие координаторы вокруг них рассказывают о другом количестве. Им кажется, что если они скажут, что у них на посещении 2-3 человека, то на них как-то не так посмотрят… И помочь человеку ужиться с этой ситуацией – тоже задача супервизора.

Зачем супервизия нужна движению?

Супервизия нужна, чтобы сотрудники были в курсе того, что происходит с волонтерской группой в учреждениях. Вот есть волонтеры, которые прошли собеседование. Вот сотрудники движения встретились с администрацией учреждения и договорились с ними о том, как именно будут происходить волонтерские посещения. Но дальше нужно наблюдать, что именно будет происходить. Потому что может случиться так, что координатор организовал свою волонтерскую группу таким образом, что способ отношений с волонтерами и с подопечными в ней не совсем соответствует стандартам «Даниловцев». Это значит, что где-то что-то мы пустили на самотек, где-то недоработали. Иногда бывает тревога о том, что мы не видим активности какой-то группы, и нам надо восстановить процесс. Мы стараемся, чтобы следующий координатор группы был из «Школы координаторов» для того, чтобы поддержать стандарт «Даниловцев» – и этический, и человеческий, и мировоззренческий.

Зачем супервизия нужна координатору?

Как показывает опыт, большой части координаторов очень важно рассказать о том, что у них происходит в группе. Некоторая часть координаторов, уходя с посещения и прощаясь с волонтерами, сразу звонит супервизору. И чаще это не формальный звонок «для галочки», а подробный рассказ на 20-30 минут. Координаторам это действительно важно и ценно.

Также координаторам важно «сверить часы». Бывает, что координатор, чувствуя ответственность, иногда считает, что он совершил какую-то оплошность, где-то недосмотрел или не доделал, и что-то произошло. Человек нуждается в ободрении и одобрении. Кроме этого, волонтеры не всегда готовы креативить сами, а координатору бывает тяжело снова придумывать. И в общении с супервизором координатор может почерпнуть новые идеи для группы. Иногда координатору важно рассказать про собеседование с новым волонтером – как оно прошло, каким показался новый человек. Также координатор звонит супервизору с вопросом о том, как провести встречу волонтерской группы, как придумать какую-то последовательность действий. Звонят и по поводу сложных подопечных, как лучше себя повести в той или иной ситуации – или, если событие уже случилось, «правильно ли я себя повел».

Вот пример. У меня есть один хороший студент. Он восприимчив к критике. Ему можно делать бесконечное количество замечаний, и он будет подчищать всякие мелочи. Но у него есть одна особенность: несколько раз за урок он должен услышать, что он – молодец. Причем человек он настолько осознанный, что когда моя критика продолжается, он говорит: «Но я же все равно молодец, правда?» Сам мне напоминает. Этот человек готов работать и включаться, но ему важно услышать, что он – молодец. Думаю, что и большинству координаторов важно слышать, что они – молодцы. И супервизор – как раз тот человек, который регулярно – и в разговорах раз в неделю по телефону, и в переписке, и всему «зонтику» (своей группе координаторов) раз в месяц говорит о том, что они – молодцы. И это – правда. И это важно.

Кто подходит на позицию супервизора?

Супервизоры в «Даниловцах» – это люди, которые принимали активное участие в жизни движения или были когда-то координаторами, о которых осталась добрая большая память. Супервизором должен быть человек, которому координаторы смогут доверять, на кого они будут ориентироваться, к советам которого будут прислушиваться.

На позицию супервизора хорошо подходят бывшие координаторы. Однако есть нюанс. Если человек – безусловный лидер группы, ему может быть трудно сразу выполнять работу супервизора. Ему надо будет учиться видеть других людей, поддерживать других людей. У супервизора может быть отличное от координаторского отношение к происходящему, другое видение. Но супервизор – особенно если он авторитетен для своих координаторов – не должен продавливать и навязывать свое мнение. Это важный момент. Координатор не должен быть ущемлен в своей свободе. Иногда супервизор сам смущается и сомневается: может ли он разрешить координатору поступить так, если ему самому кажется, что это совершенно ни в какие ворота не лезет, а координатор этого хочет? Может ли он позволить этому так произойти? И в этом случае уже я, как руководитель супервизорской группы, должен постараться объяснить супервизору, что да, действительно координатор имеет возможность поступить так, как ему хочется. Просто после этого придется поработать с последствиями этого поступка.

Как в «Даниловцах» организована супервизия?

У каждого супервизора есть какое-то количество координаторов под его крылом – от 4 до 6. Мы называем эту группу «зонтик». Есть общие встречи «зонтиков» раз-два в месяц на два часа с половиной. Есть еженедельные созвоны с каждым координатором. Встречи супервизоров с руководителем супервизорской группы тоже проходят один-два раза в месяц. Есть некоторая жизнь чата или группы в воцапе – какие-то фото, ссылки, поздравления с днем рождения и так далее. Плюс текущая переписка и созвоны по ситуациям.

Даже когда координаторов было еще мало, в «Даниловцах» как-то сразу было принято, что координатор никогда не остается брошен. Если бы у координатора не было своего координатора (супервизора), который о нем печется – мы бы не смогли просить от него такого же отношения к своим волонтерам. Но супервизор есть, и поэтому мы можем декларировать, просить, чтобы координатор также не оставлял своих волонтеров, не бросал ситуацию на самотек. Со временем количество волонтерских групп и число их координаторов росло, и в какой-то момент один человек уже физически не мог общаться со всеми. И мы «размножили» эту систему. Но если б была обратная ситуация, в которой координаторы всегда жили бы своей автономной жизнью – может, обижались, может, замыкались, но чувствовали себя хозяевами процесса – и вдруг появляется какой-то супервизор… Тут действительно может возникнуть ощущение, что наступил контроль, и что координатор теряет свою творческую инициативу. Думаю, введению супервизии все равно должен предшествовать какой-то момент неформального общения с координаторами, совместного проживания какого-то опыта, даже простого – похода куда-то или поездки, совместного обсуждения кино или чего угодно, совместного обсуждения психологического опыта – границ ответственности волонтеров, каких-то совместных упражнений. Когда люди научатся доверять, быть вместе, почувствуют, что это вполне безопасно – поделиться своими ощущениями, своими сомнениями, когда это будет укоренено в культуре организации, то тогда и появление супервизора будет естественной ситуацией.

Андрей Мещеринов – руководитель супервизорской группы, координатор по сопровождению волонтеров Добровольческого движения «Даниловцы»