Урок 1. 8 принципов работы супервизора

Урок Progress:

Координатор волонтерской группы – ключевая позиция в Добровольческом движении «Даниловцы». Без него не будет команды волонтеров, а, значит, и посещений подопечных – того, ради чего организация создана и действует. Но координатор – не просто «винтик» в системе, он нуждается в постоянной бережной поддержке. И ее дают супервизоры.

Предлагаю те правила работы супервизора координаторов волонтерских групп, которые я определила для себя после полутора лет работы в этой должности.

  1. Всегда будь рядом: для координатора супервизор – принимающая опора, опытный наставник, профессиональный друг, старший коллега. Координатор имеет право рассчитывать на то, что получит отклик супервизора на свои начинания, узнает ответ на мучающий вопрос либо услышит честное мнение о сложной ситуации.
  2. Слушай и спрашивай: очень важно дать координатору возможность рассказать вс е самое важное, поделиться, с одной стороны, радостями, достижениями, восторгами, а, с другой, болями, проблемами, даже жалобами иногда. Бывает, что просто в процессе рассказа у координатора все структурируется в голове, и даже само по себе приходит решение или возникает идея.
  3. Советуй, но не дави: супервизор – не начальник и не контролер в строгом смысле этого слова: может советовать, давать рекомендации, предлагать поступить так или иначе, но все равно – окончательное решение за координатором. Исключение – только какие-то важные ограничения (базовые правила движения, требования закона о персональных данных и так далее). В частности, если координатор хочет разместить портретные фотографии с подопечными в публичном доступе, а учреждение не давало согласия или даже напрямую запретило, супервизор обязан четко сказать координатору, что этого делать нельзя. И еще один пример настоятельной просьбы: в моей практике был случай, когда один из волонтеров негативно влиял на координатора, обесценивал его работу, создавал некомфортную обстановку в коллективе. Я настойчиво посоветовала исключить такого участника, и это спасло положение. Координатору надо беречь себя! Об этом скажу еще в следующем пункте.
  4. Вдохновляй и береги: супервизор, насколько это возможно, и не подменяя психолога или другого помогающего специалиста, через свои вопросы и полученные ответы или просто рассказ координатора следит за его общим состоянием, самочувствием, выгоранием. Он может подсказать координатору, что пора принять решение либо отдохнуть, переформатировав работу, либо вообще прекратить координаторскую деятельность, если это единственный выход в тех обстоятельствах. Непременным условием для такого взаимодействия является готовность координатора открыто и откровенно говорить о личном, то есть отношения между супервизором и координатором должны быть достаточно доверительными.
  5. Храни секреты: если координатор делится чем-то сокровенным и наболевшим, но не хочет, чтобы еще кто-то об этом узнал – уважай право на конфиденциальность. Исключение из правила: только когда речь идет о каких-то крайних ситуациях, когда неразглашение приведет к тяжким последствиям для самого координатора, его подопечных или волонтеров.
  6. Прокачивай себя: супервизор, как и любой специалист, должен читать, узнавать, учиться, развиваться не только в своей тематической сфере (особенно что касается работы координатора в конкретном учреждении), так и в плане общего кругозора. Так он будет более эффективен и полезен на своем месте.
  7. Обращайся за советом: супервизор – тоже человек, и имеет право чего-то не знать. Для этого есть руководитель супервизорской группы, другие супервизоры и вообще управляющая команда движения. Вместе ответ обязательно будет найден!
  8. И, наконец, наслаждайся тем, что способен внести свой вклад в достижение большой цели – постоянно и регулярно посещать подопечных и дарить им радость!

Александра Сошникова – супервизор координаторов волонтерских групп, ведущая страниц «Даниловцев» в социальных сетях, экс-координатор волонтерской группы в отделениях нефрологии и гинекологии РДКБ, волонтер группы духовной переписки с заключенными