Урок 6. Опыт в ЦССВ «Доверие» (ДДИ 28)

Урок Progress:

1. Подопечные волонтеров-даниловцев в ДДИ28 – кто они? Какого возраста, в каком состоянии? Как проходят волонтерские занятия с детьми? Рассказывает координатор волонтерской группы Добровольческого движения «Даниловцы» Ирина Молчанова (2015-2018 гг.).

Смотрите видео или читайте текстовую расшифровку:

Мои подопечные – это дети-сироты с нарушениями развития. Сначала про нарушения развития. Детский дом-интернат, называется ДДИ для детей с умственной отсталостью. Какие там дети? Это дети, прежде всего, с интеллектуальными нарушениями и некоторые дети с довольно серьезными двигательными нарушениями (дети в колясках и лежачие). Мы посещаем детей из коррекционного отделения, там среди наших подопечных встречаются как дети с ограничениями движения, то есть дети в колясках, так и дети просто с эмоциональными и интеллектуальными нарушениями. В основном это дети речевые, но встречаются и неречевые ребята.

Мы работаем с детьми-сиротами. Сироты это не только те, у которых нет родителей, но и так называемые социальные сироты, родителей которых лишили родительских прав, и их под опеку взял интернат, взяло государство. Большинство детей из нашей группы – это как раз социальные сироты. Непросто осознавать, что их родители живы, что есть люди, которые могли бы о них заботиться, но они живут в условиях интерната.

Наши подопечные – дети, несмотря на то, что многие из них находятся в довольно сознательном возрасте, это старший подростковый и школьный возраст. Однако в силу того, что они не получили достаточный опыт жизненный, социально-бытовой, коммуникативный, они по уровню взаимодействия остаются все-таки детьми. Об этом важно помнить. Важно не предъявлять к ним слишком высоких требований: это и так есть в их повседневной жизни. Важно дать им переживание самостоятельности и свободного выбора: с кем они хотят сейчас разговаривать – глобальный выбор, а попроще – какого цвета сейчас будет перышко у птички – это всё для них очень важно, и мы стараемся на занятиях им это предоставить.

На наших занятиях мы стараемся придерживаться определенной структуры. Это нужно детям, они меньше выпадают и понимают что зачем будет происходить. Сначала это игровое взаимодействие:  знакомства, если приходит новый волонтер или ребенок (но дети чаще всего между собой знакомы), потом поделка, мастер-класс. Для мастер-классов мы стараемся использовать какие-то разные материалы, чтобы дети поняли, что так бывает, это есть. В конце каждой встречи мы беремся за руки и говорим друг другу «большое спасибо». Таким образом мы учимся быть благодарными: ведь встреча бы не состоялась, если бы все мы в это не сделали вклад.

2. Ирина Молчанова подробно рассказывает об основных принципах взаимодействия с особыми детьми в доме-интернате. Эти принципы надо учитывать в программах обучения особых детей.

Смотрите видео или читайте текстовую расшифровку:

Каковы основные принципы взаимодействия с нашими подопечными? Так как это всё-таки дети-сироты, они живут в специфических условиях интерната, есть заблуждение, что от этого они более социализированы, но это не так.

Им нужно много времени, чтобы привыкнуть к новому человеку, для того, чтобы понять, что взаимодействовать с этим человеком безопасно. Поэтому, как правило, первые посещения они не отличаются особой активностью, они происходят на уровне притирки. Мы понимаем, что можно ожидать от детей, дети понимают, что можно ожидать от нас, и потом, когда нам вместе становится интересно и безопасно, мы можем предлагать им какую-то более активную деятельность.

Пожалуй, самый важный постулат в нашей группе это то, что мы даём детям максимальную самостоятельность, даже, допустим, в ущерб результату. Потому что ребёнок должен сам отвечать за свой результат, в зависимости от того, сколько он сил приложил, насколько был внимателен. И это важно дать особенно детям в интернате, потому что, как правило, за них очень многое делается. Не потому что воспитатели такие добрые, а просто потому, что проделать такую работу с таким огромным количеством детей, чтобы каждый из них был самостоятельным, это очень сложно и понятно, что у воспитателей нет на это ресурса.

Важный принцип взаимодействия с нашими детьми – это принцип доверия. Потому что, если ты не доверяешь ребенку, то ему сложнее доверять тебе. И даже, если тебе кажется, что вот сейчас эта девочка сделает что-то не так, что-то прольёт или что-то у неё пойдёт совсем-совсем плохо, важно немножко отпустить эту ситуацию, в рамках безопасности, и дать ребёнку получить этот опыт.

Но так же важно дать ребёнку получить и опыт позитивный от своей деятельности, поэтому иногда можно и остановить ребёнка, когда он очень увлекся, и дать ему понять, что вот, смотри, как красиво, то есть, уже красиво, не надо это доделывать.

Некоторых детей, наоборот, важно побудить и подбодрить, что те маленькие шажки и штришки, которые он делает, это тоже очень важно, очень здорово.

Самое интересное и проблемное в нашей группе это то, что дети все очень разные. Есть дети с ограниченными возможностями движения, в колясках, есть дети неречевые, есть дети очень активные речевые, и придумать для них…даже не столько придумать, сколько организовать для них какую-то общую деятельность бывает трудно, но важно, что у детей есть желание помогать друг другу, и важно это желание поддерживать. Например, одна девочка нам очень помогает организовывать процесс и заботится о своих друзьях в интернате, это очень здорово, это тоже её зона ответственности, и то, что это происходит на наших занятиях, это важно.