Урок 1. Особые дети становятся особыми взрослыми

Урок Progress:

В Школе социального волонтерства в Москве прошел тренинг «Особый ребенок становится особым взрослым».

Тренинг вели координаторы по сопровождению волонтеров движения Даниловцы Андрей Мещеринов и Лидия Алексеевская. Присутствовало девять человек – волонтеры из групп Даниловцев и участники Школы социального волонтерства.

«Тренинг начался с того, что мы обсудили, знаем ли мы особых детей, есть ли в нашем окружение особые люди, говорили о том, почему с одними получается выстроить отношения, а с другими нет. Выяснилось, что у каждого свое. Дальше стали разбираться в том, что значит «отношения на равных», и как выдержать эти отношения на равных. Поговорили о возможностях социализации, про расширение круга общения, про творческий досуг», – рассказал Андрей Мещеринов.

В свою очередь, Лидия Алексеевская отметила, что участники выделяли, что очень часто контакт ограничивается взглядом.

«Человек с выраженными особенностями привлекает взгляды, как и человек в необычной одежде, например. Возникает страх, как такое возможно. Кроме того, начинаешь сразу думать, что от меня требуется. Каким образом оказать помощь. Как себя вести. Смотришь, думаешь: «Не хочу, не могу видеть. Не хочу быть таким». Выделяли чувство потери. Утраченных возможностей. Когда кто-то рядом потерял возможность, семью. Слово “инвалид” вызывает стереотипную реакцию, как будто человек потерял все», – подчеркнула она.

По ее словам, по завершении встречи осталось ощущение недоговоренности. «Выводы никакие не сделаны. Было принято решение встретиться еще раз. Возможно, выйдет новая группа даниловцев с особыми взрослыми», – заключила Лидия Алексеевская.

По итогам тренинга, координатор группы в детско-подростковом наркодиспансере №7 Анастасия Лямина подготовила следующую таблицу:

o9Mi3CIdytU

Проблема Путь решения Комментарий
Взгляд глаза в глаза 

 

Если у человека есть явные нарушения во внешности или в поведении, окружающие начинают очень нарочито смотреть на него. Люди пытаются отвести взгляд, но всё равно неловко возвращаются к «объекту внимания».

 

1) Вспомните ситуацию, когда на вас ни с того ни с сего начинали пристально смотреть? Как вы себя чувствовали… Наверное, неловко, так же и человек, к которому привлечено всеобщее внимание не по его воле ощущает себя не в своей тарелке! Постарайтесь напрячь всю силу воли и отвлечь свое внимание от человека. 

2) Если вы не знаете, как посмотреть на человека, с которым вам необходимо контактировать, так, чтобы его не обидеть, установите зрительный контакт глаза в глаза.

По п.2. Не со всеми людьми с нарушениями возможно наладить зрительный контакт из-за их особенностей поведения и развития (например, аутисты, у которых зрительный контакт вызывает тревогу)
Помочь или нет? 

 

При встрече человека с дополнительными потребностями на улице или в магазине возникает желание помочь, но в то же время возникает боязнь обидеть и унизить своей опекой.

1) Почти все проблемы можно решить словами! Если вас мучает совесть и в то же время вам кажется, что человек нуждается в помощи: спросите! Спросите, необходим ли ваш порыв человеку! Это будет намного лучше, нежели вы начнете «причинять добро» без спросу или, что хуже, не поможете в сложной ситуации из-за своих додумок и домыслов. Этот путь решения работает при 2-х условиях: 1) если подопечный может вербально выразить свое желание/не желание принимать помощь, 2) если ситуация, в которую попал человек не угрожает его здоровью или благосостоянию окружающих.
Я могу стать таким же 

 

Людей пугает общение детьми и взрослыми с отставанием в развитии физического и умственного плана.

Постарайтесь проанализировать природу вашего страха. Может, вам не комфортно с человеком из-за невозможности, как вы считаете, должным образом помочь. Из-за жалости и боли за человека. А может причина в страхе однажды стать таким же? 

Все мы не застрахованы от несчастья, но стоит помнить, что болезнь является лишь преградой. Например, птицы умеют летать, но мы же не переживаем из-за того, что у нас нет крыльев, зато мы умеем ходить, бегать, плавать и т.д. Стоит опираться на возможности человека, даже если у него есть особенности, отличающиеся от нормы.

Инвалид-стереотип 

Люди часто, услышав слово «инвалид», представляют себе несчастного колясочника, неспособного к самостоятельности и к полноценной, принятой обществом,  жизни. Но так ли это на самом деле?

Стоит сразу отметить, что инвалид – это обобщающее понятие. Человек, получивший сотрясение мозга и человек с врожденным ДЦП – это инвалиды, но это не значит, что у них одинаковые барьеры и потребности. 

С развитием технологий, медицины, программ реабилитации, всё чаще люди, на которых ещё 10 лет назад ставили крест, реализуют себя. Мировые подиумы уже знакомы с моделями с синдромом Дауна, ДЦП, ампутациями.

Так что лучше принимайте человека, как личность, ведь мы тоже далеко не шаблоны.

Взгляд на результат 

Очень хочется помочь людям в поиске работы, продолжении учебы и реализации их инициатив

Как говорилось выше, стоит помнить, что дееспособность создает определенные барьеры. Так человек с олигофрении, скорее всего, будет не самым аккуратным работником, а синдром ДЦП накладывает определенные сложности в передвижении. 

Если вы действительно хотите помочь, готовьтесь к наставническому типу работы и к «расплывчатым срокам» сдачи итогового продукта.

Безусловно рамки и правила необходимы, просто в каждой конкретной ситуации необходимо находить индивидуальный подход!
Расширить зону возможностей и принимать её 

Поведение человека пугает, раздражает и вводит в ступор. Так себя не ведут в общественном месте/школе/магазине и т.д.

Почему вы решили, что сосчитать продукты в корзине 10 раз такая уж плохая идея? А что страшного в том, что красные листы бумаги должны лежать строго отдельно от всех остальных? 

Конечно, иногда поведение людей с особенностями физического или психического развития вводит нас в ступор, будь то громкое пение в общественном месте или часовое нашёптывание себе под нос.

Все мы разные и у всех свои тараканы, просто кто-то каждый раз боится, что оставил утюг дома включённым, а кто-то щелкает ручкой, когда волнуется.

Постарайтесь принять и понять для себя, что у каждого человека разная зона комфорта!

Действия, которые могут причинить человеку или его окружению вред, не входят в зону комфорта.
Быт 

При общении с подопечным люди берут на себя роль наставника и попечителя. Как же общаться на равных и допустимо ли это?

Общий быт – всему голова. Постарайтесь найти общее дело, приятное или нужное обоим. Например, почистить картошку к ужину. 

Мало того, что вы сделаете полезное дело, вы сможете побеседовать или просто побыть рядом друг с другом!

Сложно полюбить взрослого 

Есть ли какие-нибудь особенности в общении с взрослыми в отличие от детей?

Конечно дети – это прекрасно и не так пугающе для некоторых, как взрослый инвалид. Ребенок заведомо стоит на ступень в развитии и силе ниже любого взрослого. 

Конечно особенности в общении, есть, но они зависят от физического и психического состояния человека. У любого из нас есть радостные и больные темы для разговоров. Постарайтесь понаблюдать за человеком, что ему нравится, а что нет. Проконсультируйтесь у сотрудников, которые с ним работают, если есть возможность, у его родителей или друзей. В конце концов, ничто не мешает вам самим познакомится, а также не удивляйтесь, когда инициатива пойдет с другой стороны.