Тема 1. Введение

1. Из этого урока вы узнаете про волонтерскую помощь людям с психическими расстройствами:

  • Что должны знать волонтеры о психическом расстройстве, его причинах и симптомах?
  • Как можно взаимодействовать с человеком, страдающим тем или иным психическим расстройством? Как ему можно помочь?
  • Как работать с такими людьми и чувствовать себя комфортно и уверенно в своей работе?

Модератор семинара:  Марина Рис, координатор волонтерской группы «Просто люди».

Спикеры семинараНадежда Валентиновна Соловьева, врач-психиатр Научного центра персонализированной психиатрии; Александр Васильевич Палин, врач-психиатр, психотерапевт, заведующий медико-реабилитационным отделением ПКБ № 4 им. П.Б. Ганнушкина; Мария Евгеньевна Сиснева, психолог, координатор волонтерского движения «Волонтеры ПНИ».

Текстовый конспект:

Что должны знать волонтеры о психическом расстройстве, его причинах и симптомах? Как можно взаимодействовать с человеком, страдающим тем или иным психическим расстройством? Как ему можно помочь? Как работать волонтером с такими людьми и чувствовать себя комфортно и уверенно в своей работе?

Волонтер группы “Даниловцев” в детской психиатрической больнице №6 Дарья Потапова по итогам семинара «Волонтерская помощь людям с психическими расстройствами» составила краткий конспект, который поможет волонтеру составить первое представление об основных моментах отношений со своими подопечными. Для более полного погружения в тему смотрите видео семинара!

Основным вектором семинара было обсуждение различных расстройств человеческой психики и способов и возможностей взаимодействия с такими подопечными наших учреждений.

Мы начали с того, что разделили расстройства психики на три класса:
Эндогенные расстройства:
– шизофрения
– биполярное расстройство
Расстройства позднего возраста:
– слабоумие
– деменция
И прочие расстройства:
– алкоголизм / наркомания
– аутизм

Лекторы обозначали, что возникновение психического расстройства на 50% зависит от биологических причин, или, иными словами, генетики, и на 50% от социальных условий, среды. То есть, при одинаковом риске иметь те или иные расстройства психики, два человека, попавших в разные социальные условия, могут по-разному среагировать и проявить себя.
Здесь важно знать и разбираться в типах личности и отличать «здоровое» её проявление от «нездорового». Приходя к нашим подопечным в учреждения, необходимо настроить себя на общение именно со «здоровой» частью личности, не пугаясь и не замыкаясь в себе при проявлениях болезненности этой личности. Важно помнить, что мы идём в первую очередь к человеку.
_
Иногда возникает вопрос агрессии со стороны наших подопечных.
Как с этим бороться? Как на это реагировать?
Здесь, как никогда, важную роль играют невербальные средства общения. Не нужно бояться проявлений тех или иных состояний подопечного, нужно вести себя спокойно, уверенно и по-доброму говорить с ним, подавая невербальные сигналы. Важно помнить, что чуткая и невероятно тонкая психика больного считывает нас очень точно и глубоко. Сигнал нашего внутреннего Я должен быть примерно такой: «Да, мне неприятно то, что ты делаешь, но я не боюсь и не осуждаю тебя и готов(а) к диалогу».

Нельзя оставить без внимания и тот факт, что наши подопечные проходят курс лечения, от которого часто бывают последствия в виде побочных эффектов, а также наши подопечные подвергаются (сезонным) обострениям. Мы можем столкнуться с такими проявлениями, как бред и галлюцинации.
Как понять, что из услышанного является правдой, а что нет? Как реагировать? Первоначально, если такая ситуация имеет место быть во время активной игры с присутствием других подопечных, вовлечённых в общение, нужно попробовать перевести этот «рассказ» в другое русло, как выразились психиатры, «произвести сублимацию продуктивной симптоматики».

Если же это не приносит успеха или же подопечный делится с Вами «частью своего мира» наедине, выслушайте его. Не забывайте о том, что истина многогранна и что мы – это всего лишь песчинки во Вселенной, о которой так мало что известно. Признайте возможность человека так видеть, чувствовать, ощущать этот мир, это течение процессов.

Однако лекторы выделили два основных вида галлюцинаций, которые НЕ стоит оставлять без внимания:
1. Если человек слышит голоса, которые приказывают ему что-либо сделать.
2. Если человек испытывает бред или страх преследования.
В таких случаях необходимо сообщить о ситуации лечащему врачу, поскольку последствия могут быть неприятными.

Также мы обсудили, насколько может быть важным и полезным интеграция волонтеров в полипрофессиональную бригаду, состоящую из врачей и мед.сестер. Лекторы высказали свое мнение в пользу того, что волонтер, выполняющий модель здорового человека для находящихся в стенах больницы или интерната, может быть частично осведомлён если не о заболеваниях подопечных, то об их особенностях и динамики протекания болезни.

Была также поднята тема заботы волонтера о себе, о своих духовных и моральных ресурсах. Лекторы говорили о том, что необходимо беречь себя и прислушиваться к себе: «Какая частота посещения учреждения является нормой для меня?», «Как я себя чувствую и ощущаю после посещения больницы/интерната?», «Не оказывает ли это разрушающих действий на мою психику?».
Новичкам посоветовали заниматься волонтерством 1 раз в 2 недели, тем же, кто уверен в себе – 1-2 раза в неделю. Важно не перегружать себя физически и морально, чтобы не перегореть. Поверьте, нашему волонтерскому движению и нашим подопечным куда важнее длительное постоянное участие, чем яркое, но быстрое!
Важно прислушиваться к своему настроению и состоянию, и, если Вы ощущаете дисбаланс в этой системе, то лучше пропустить поход в этот день. Вспомните, что наши подопечные чувствуют нас гораздо глубже, чем мы думаем, поэтому посещение учреждения в плохом настроении или состоянии, например, грусти никому не пойдёт на пользу. Психологи назвали это «профессиональной неспособностью» и сказали, что этого не нужно смущаться, такое случается.
«Мы работаем душой и работаем на процесс, а не на результат» – несколько раз повторяли лекторы, и с этим высказыванием, действительно, сложно не согласиться.

Также был озвучен тезис: «Помогая другим – помогаешь себе», который относится как к нам, волонтерам, так и к нашим подопечным. Эту мысль нужно в логических пределах культивировать в себе и развивать в сознании наших опекаемых. Важно ненавязчиво вселять в них идею милосердия и сострадания, идею всеобщей любви и Бога.

Лекция оказалась невероятно полезной для волонтеров и по-человечески глубокой.

В конце лекции были рассмотрены наиболее частые виды заболевания, с которыми мы можем столкнуться, и особенности их течения.
Шизофрения
Наиболее распространенное заболевание, характеризующееся паранойей, бредом и галлюцинациями.
Лечение в основном основано на нейролептиках, которые вызывают сонливость, светобоязнь, торможение реакции, сухость кожных покровов, повышенную сальность волос.
Важно принять возможность больных иначе смотреть на мир.
Смех и шутки оказывают целительное действие на больных шизофренией.
Пограничное расстройство личности
Расстройство, характеризующееся импульсивностью, низким самоконтролем, эмоциональной неустойчивостью, нестабильной связью с реальностью, высокой тревожностью.
Важно позволить говорить человеку о своих чувствах и обсудить возможность иначе бороться со своими страхами и стрессами.
Олигофрения
Синдром врожденного психического дефекта, выражающегося в лёгкой и средней степени умственной отсталости по причине патологии головного мозга. Важно уловить темп и скорость жизни этих людей – он у них явно замедлен, многое приходится говорить медленно, словно «певуче», объяснять несколько раз.
Деменция
Приобретенное слабоумие.
[Память по закону Рибо]
Особенностью этих больных является то, что забывают они недавние события, но хорошо помнят далекое прошлое.
Важно слушать их воспоминания и проявлять интерес к их жизни.

2. Что такое ПНИ (психоневрологические интернаты)? Как туда попадают? Каков режим в психоневрологических интернатах? Рассказывает Марина Рис, координатор волонтерской группы в ПНИ 30, директор БФ «Просто люди».

3. Чего боится будущий волонтер, думая о людях в психоневрологическом интернате? Насколько эти опасения оправданны? Мифы и заблуждения развеивает Марина Рис.

4. Есть ряд важных моментов, на которые надо обратить внимание, идя к подопечным в психоневрологический интернат (ПНИ). Рассказывает Марина Рис.