Урок 3. Советы —

Алена Штырина — координатор волонтерской группы в отделении микрохирургии Российской детской клинической больницы. Русист, окончила филологический факультет РУДН, преподает русский язык для иностранцев. К Даниловцам присоединилась осенью 2009 года, через 2 года возглавила волонтерскую группу в отделениях нефрологии и гинекологии в РДКБ. Добровольчество для Алены – радость, друзья и смысл. Опыт волонтерской деятельности 6 лет.

 

11111

Советы волонтеру-новичку

1. Не держи в себе! Со всеми проблемами, беспокойствами и вопросами необходимо обращаться к координатору! Он для этого и есть.

2. Не бойся детей! Они такие же люди, как и мы.

3. Будь собой. Не надо натужной радости и надевания на себя маски. Волонтерство – пространство естественности и открытости.

4. Уважай свои границы. Если ребенок ведет себя агрессивно – уважительно и спокойно скажи, что тебе это неприятно, и что при таком его поведении общения не получится.

5. Уважай границы ребенка. К ребенку (как и к взрослому) нужно относиться бережно, не с категоричной учительской позиции сверху-вниз, а уважая его мнение и его творческую и личностную свободу.

6. Разреши себе радость творчества. Не думай, что у тебя “руки не из плеч”, и т.п. Творчество – это естественное состояние человека, надо просто это себе позволить. Любой ребенок создает феерические поделки из самых простых материалов, потому что в нем нет внутренних запретов на творческую деятельность. А во многих взрослых людях куча установок типа «я не творческий человек, я не могу и т.д.» А ты попробуй – отпусти себя.

7. Разреши ребенку радость творчества. Учителя в школе и на кружках жестко оценивают творчество ребенка, т.к. оно должно соответствовать определенным критериям. И родители часто обесценивают то, что делает ребенок: «Ну кто так рисует?!», «Ты бездарь!», «Море не бывает оранжевого цвета!» и сминают творческое начало, котором есть в каждом ребенке. Наша задача – создать для ребенка пространство свободного творчества, принятия, положительного отклика. Мы всячески поощряем ребенка заниматься тем видом творчества и так, как хочет именно он. И не обесцениваем результат. Только поддержка. Исключая, разумеется, случаев, когда ребенок, например, лепит монстров-убийц и начинает агрессивно играть с их помощью, но это отдельная тема.

8. Не бери на себя ответственности большей, чем у тебя есть.

а) Ты не можешь вылечить ребенка, усыновить его и т.д. Это надо принять и спокойно общаться с ребенком в рамках волонтерства, не плача над его несчастной судьбой и несправедливостью мира в целом. В мире много света, добра и радости. Доказательством тому – наша волонтерская деятельность и ты сам. Больной ребенок хочет не жалости, а радости. Он также, как и здоровый ребенок ,хочет радоваться, общаться и играть.

б) Если общения с ребенком не сложилось так, как хотелось, если что-то не получилось, не надо рвать на себе волосы. Может ты как-то не так себя повел (и это не катастрофа), а может ребенок плохо себя чувствовал, а может просто к нему пришли гости и т.п.Надо обсудить с координатором возникшую проблему и идти дальше по волонтерской дороге!

в) Если у тебя сессия/работа/день рождения друга/ усталость и ты не можешь прийти – не надо мучиться и переживать. Предупреди координатора и спокойно занимайся своими делами.

9. Исполняй обязательства, которые ты на себя взял. Ты договариваешься с координатором исполнять определенные обязанности, например: писать накануне посещения «буду-не буду», приезжать вовремя, ходить определенное количество раз в месяц и т.п. и т.д. Если не происходит форс-мажоров, ты должен выполнять договоренности (как и в любой другой деятельности).

10. Посещай волонтерские тренинги, мастер-классы и встречи психологической поддержки! Это реально помогает.