Для чего нужна подготовка волонтеров?
Главный смысл подготовки волонтеров – это повышение эффективности труда и минимизация рисков, как для подопечного, так и для самого волонтера. Однако, на практике мы имеем два ограничения – это ресурс самого волонтера, который он готов отдать на обучение и ресурс волонтерской организации, благодаря которому может быть выстроена система обучения. Подготовка волонтеров складывается из баланса этих ресурсов и практической целесообразности.
При теоретическом рассмотрении, все мы согласимся, что всегда и всем нужна подготовка. Подготовленный человек – лучший работник, чем неподготовленный. Однако, когда мы говорим о волонтерстве, то в теорию привносится несколько практических вопросов.
Во-первых, как правило, подавляющее большинство волонтеров делают неквалифицированную работу. Даже в социальной сфере, даже при прямом и личном контакте с пациентами больниц или проживающими в психоневрологическом интернате от волонтера может требоваться что-то совершенно бытовое, очевидное, простое. Например, поговорить, порисовать, поддержать пожилого человека на прогулке. Поэтому важно ясно понимать: что волонтеру может дать предварительная подготовка? Полученные знания и навыки реально пригодятся?
Во-вторых, время и силы, потраченные волонтером на подготовку следует соотнести с ресурсом волонтера. Не растратит ли он себя и не остынет ли он к волонтертву? Если подготовка – это один из «фильтров» (чтобы отсеять неусидчивых, нелояльных и т.д.), то проявление волонтером волевого усилия и готовности пройти этот этап очень позитивны. Но подготовка ради галочки, ради оторванного от жизни теоретического понимания вопроса может оказаться серьезным препятствием на пути к волонтерству..
В-третьих, если мы привлекаем волонтеров pro bono, то встает вопрос: зачем готовить профессионалов? Они в любом случае свой предмет знают лучше организаторов волонтерской деятельности. Время профессионалов ценно и дорого и следует серьезно взвесить – стоит ли его тратить?
В-четвертых, надо очень предметно ответить на вопрос. есть ли у нас необходимые ресурсы и специалисты, чтобы готовить волонтеров, не создадим ли мы в результате пустышку?
В-пятых, следует хорошо разобраться, какие реальные риски присутствуют в конкретной волонтерской деятельности? И именно о них думать при организации подготовки. Стоит ли готовиться к тому, что на практике не встречается или маловероятно? Например, в теории, когда мы говорим об одиноких стариках, можно придумать немало трагических ситуаций. Однако на практике, те волонтерские группы, что навещают бабушек в домах престарелых отмечают, что волонтеры фактически никак не могут навредить старикам. Не смотря на старческие особенности, большей частью это люди с жизненным опытом, вполне ясно осознающие границы собственной безопасности. Правила и дисциплина дома престарелых, тоже играет свою положительную роль. Отсутствие у таких стариков какого бы то ни было драгоценного имущества делает их неинтересными для разного рода мошенников и т.д.
В итоге, главное – необходимо все взвесить и понять, а может быть той внутренней «энергии» волонтера, его собственного мотива, его бытовых, да и просто человеческих навыков и здравого смысла вполне хватит для самоподготовки и самоконтроля и этого будет достаточно?
Какая выгода для волонтерской организации?
Подготовка и обучение волонтеров – это профессиональный рост волонтерской организации. Чем больше внутренних ресурсов и специалистов участвуют в подготовке, тем более организация будет понимать внутренние глубинные процессы волонтерства и в итоге будет более эффективно организовывать свою работу. Кроме того, участие в подготовке и обучении волонтеров для многих сотрудников (или опытных волонтеров) – это показатель их признания и профессионализма.
Подготовка к акциям или мероприятиям
При подготовке волонтеров, помогающих на разовых акциях или мероприятиях, в подавляющем большинстве случаев можно ограничиться проговариванием правил безопасности, инструктажем и репетицией (разовой тренировкой). Такая подготовка вполне может быть реализована в волонтерских организациях, построенных по моделям «Неисчерпаемый источник» и «Сообщество».
Для такой подготовки, конечно, принципы и правила должны быть четко прописаны, рабочие места и рабочие задания для волонтеров подготовлены.
В результате подготовки к акции или мероприятию волонтер, прежде всего, должен сам для себя ответить на вопрос: “причем тут я?”. Положительный и осмысленный ответ – это гарант ответственного участия волонтера.
Волонтер также должен знать:
- смысл происходящего, общую картину;
- свою роль в общей картине;
- где и во сколько он должен быть, каков график работы;
- какая форма одежды;
- что конкретно делать;
- где брать ресурсы или инструменты или инвентарь;
- кто над ним старший;
- какие использовать средства коммуникации;
- что делать в случае возникших проблем;
Подготовка к проектам
В отношении составных частей проекта действует все сказанное выше.
Однако, при подготовке к проекту в целом, необходимо решить более серьезные задачи: дотянуть участников до общего стандарта; включить их в творческий процесс; поддержать мотивацию для выполнения проекта. Такая подготовка может быть реализована в волонтерских организациях модели «Сообщество».
Если мы хотим, чтобы волонтеры разделили с организаторами ответственность за проект, то волонтеры должны стать со-разработчиками. Проект должен быть их проектом. При этом никогда нельзя забывать о необходимости минимизации рисков.
Эффективно, если волонтерская организация будет делать под каждый проект отдельную «школу», то есть набирать волонтерскую группу для разработки и реализации проекта. Для организации такой «школы» необходима заготовка проекта с ясными и понятными целями, достижимым результатом, предварительным пониманием количества и содержания волонтерских вакансий. Главное – это творческая команда разработчиков проекта, готовая, как бы, расшириться за счет волонтеров и в совместном творчестве доработать и реализовать проект.
Такая школа решает следующие задачи:
- привлекает волонтеров (реклама отдельных ярких историй имеет лучший отклик со стороны потенциальных волонтеров);
- выявляет мотивацию волонтеров (какие-то скрытые, незрелые мотивы могут раскрыться в совместном общении и творчестве);
- дает знания и необходимые навыки;
- создает команду;
- распределяет задачи и роли внутри проекта;
- содействует доработке проекта;
- дает волонтерам чувство сопричастности (это одно из важнейших достижений таких школ);
- мотивирует волонтеров на реализацию “своего проекта”;
- помогает отобрать лучших и отсеять неподходящих;
- помогает организаторам увидеть волонтеров в деле;
Подготовка к программной (процессной) деятельности
Этот вид подготовки наиболее подходит для волонтерских организаций типа «Гроздь винограда». Подготовка волонтеров в действующие социальные программы может включать в себя все предыдущие виды подготовки. Программы состоят из многих составных частей, в зависимости от сложности и ответственности которых может быть востребована та или иная форма подготовки.
В отношении долгосрочной и регулярной работы, а именно таковы особенности социальных программ, надо понимать, что волонтер — не бывает «второй свежести». Готовить и учить волонтеров заранее или впрок — неэффективно. Следует организовать поэтапную подготовку и обучение без «отрыва от производства». Предварительная подготовка волонтеров оправдана только, как начальный рекламный ход для привлечения внимания.
Поэтому, в программной или процессной работе для новичка все начинается с подключения его к уже существующей волонтерской группе (команде) под управлением опытного лидера (координатора, куратора). Здесь именно волонтерская группа является гарантом предварительной подготовки. Новичок не остается один на один с своей работой, он от лидера группы и других волонтеров очень быстро усваивает необходимый минимум. Непосредственная включенность в дело – это и есть тот фундамент, на котором можно и нужно строить подготовку и обучение. Самое эффективная подготовка для волонтеров – отвечать на те вопросы, что созрели у них в ходе работы.
В своем обучении волонтер проходит следующие этапы:
- Минимально необходимые азы. Безусловно, любой начинающий волонтер нуждается в базовой и структурированной информации о том, что и с кем он будет делать. Речь не столько об описании самой волонтерской организации, сколько о самом деле и его особенностях. К примеру, волонтер готов помогать в больнице. Ему было бы полезно знать о том, какие люди тут проходят лечение, как болезни сказываются на их жизни, какие ограничения или требования привносят. Одним больным могут быть противопоказаны прогулки, а другим наоборот – предписаны. Немаловажно порой бывает объяснить волонтерам особенности поведения подопечных или особенности их проживания. Это актуально в отношении инвалидов или людей с умственной отсталостью. Такое «введение в профессию» могут организовать опытные координаторы волонтерских групп, или персонал того учреждения, где работают волонтеры.
- Практические навыки. Первые вопросы, которые волнуют волонтера лично – «технические»: во что поиграть с ребенком в больнице, как правильно переодеть лежачего больного, как лучше организовать Новый год для стариков в Доме престарелых. Если волонтер активен, то эти знания приходят к нему очень быстро и от самой волонтерской группы и через предварительные учебные и подготовительные занятия. Набирать такие знания впрок не всегда нужно.
- Отношения с подопечным. Тема второго этапа подготовки (обучения) – отношения волонтера и подопечного. Она далеко не сразу интересует волонтеров. К отношениям нужно как бы созреть, в отношения нужно вступить, трудности в отношениях нужно почувствовать на себе. Тогда предложенные ответы будут актуальными и востребованными. Как быть, если бабушка в Доме престарелых рассказывает одно и тоже и никак не может остановиться? Как познакомиться с тяжело больным ребенком в больнице, чтобы он доверился вам? Как быть, если много детей, а волонтер один? Что делать в конфликтных ситуациях, как поговорить с умирающим, как быть с привязанностью детей? Каковы границы ответственности волонтера? Что в его силах? Все это или что-то подобное очень значимо для любого волонтера, занятого в социальной сфере. Эти вопросы не могут остаться без ответов. Но эта и та область, где невозможно, как сейчас модно говорить, заранее «прокачать себя».
- Внутренний мир волонтера. Самая трудная тема для подготовки волонтеров — это вопросы, обращенные волонтером самому себе: почему вчерашняя радость от общения с детьми в больнице ушла и сегодня я непроницаем, как пень? В чем смысл моей помощи умирающим, если они все равно уходят и уходят? Почему я не могу отделаться от чувства вины? Надо понимать, что это и есть та область, что теснейшим образом связана с внутренними силами человека, с его возможностью плодотворно и надежно помогать. Поэтому именно эта область требует особого внимания.
- Профессионализация. Для тех волонтеров, что сами хотят стать лидерами и возглавить, а может и создать свои волонтерские группы важно предоставить возможность пройти подготовку по созданию группы, и ее управлению, фандрайзингу и организации труда волонтера, и лидерству и творчеству и многому другому.
Как построить подготовку (обучение) при программной деятельности?
Составьте и предложите волонтерам расписание из учебных встреч: семинары, тренинги, мастер-классы, встречи с профессионалами. В это разнообразие впишите предложенные выше темы: практические навыки; волонтер и подопечный; внутренний мир волонтера; профессионализация. Волонтеры смогут сами в зависимости от их уровня и интереса выбирать необходимое им и учиться.
Темы определяются на основании обратной связи от волонтеров; запросов координаторов волонтерских групп, экспертного мнения сотрудников волонтерской организации, а так же желания сотрудников и волонтеров поделиться своим опытом.
Примеры учебных и психологических занятий (семинаров, тренингов, мастер-классов):
Волонтеру новичку:
- Что такое быть волонтером?
- Как принять решение стать волонтером?
- Принципы и правила волонтерской организации
- Зачем волонтеру волонтерская организация?
- Страхи волонтера-новичка
- Советы волонтерам-новичкам
- Зачем волонтеры в детской больнице, детском доме, ПНИ и т.д.?
- Как мы можем навредить нашим подопечным?
- Что такое волонтерская группа?
Организация досуга детей в больницах:
- Простое оригами для детей: быстро и интересно
- Браслеты из лент
- Елочки из ткани и игрушки на новогоднюю елки
- Скраб-открытки (новогодние открытки)
- Делаем мыло и коробочки для него
- Разработка сценария для детского праздника
- Цветы из гофрированной бумаги
- Как сделать мультфильм с детьми
Опытному волонтеру:
- Границы волонтeрской ответственности
- Первое, что волонтер дает подопечному – это уважение
- Как общаться с детьми в больнице?
- Личное пространство подопечного
- Волонтер, ребенок, родитель
- Общение волонтера с родственниками подопечного
- Общение волонтера с персоналом больницы
- Принципы и правила общения волонтеров с особыми детьми
- Выгорание и усталость – что это?
- Поиск ресурса: стань подопечным самому себе.
- Проблема вины волонтеров.
- Агрессия (на) подопечного;
- Как из встречи сделать событие?
- Навыки неконфликтного общения;
- Кризис волонтерства: переоценка смысла;
Что необходимо донести до волонтера на подготовительном этапе, чтобы сотрудничество с ним в социальной сфере было ответственным и плодотворным?
- Самое сильное основание для волонтерства – личное желание сделать что-то доброе! Волонтер – это тот, кто действует по свободной воле.
- Волонтер призван честно ответить себе на вопросы: что конкретно я хочу? Кому и как я готов помогать: тушить пожары, играть с детьми в больнице, учить сирот в детдомах полезным навыкам, помогать медицинскому персоналу в уходе за отказниками, заботиться о чистоте парков и скверов в городе, быть модератором сайта, помочь с написанием статей? Пока ответ не найден, бессмысленно двигаться дальше.
- Если ответ готов, волонтеру следует осознать, что же ему мешает, какие есть опасения? Неизвестность куда, чего и как? Незнание, кто направит и, кто научит? Неумение? Боязнь остаться наедине с проблемой? Что-то еще?
- Ресурс волонтера — его личное время, его личные силы, умения и навыки. Волонтер помогает только трудом, участием, заботой, вниманием и т.д., но никак не деньгами. Не стоит смешивать эти темы в отношении одного подопечного.
- В большинстве случаев, волонтер — работник непрофессиональный, он работает и помогает, как умеет. Это не умаляет ответственности, но четко очерчивает зону компетенции и эффективности.
- Волонтерство — это личная ответственность, от которой порой зависит очень многое. Может, даже чья-то жизнь. Свобода должна уравновешиваться ответственностью. Если ее нет — лучше не помогать.
- Благополучатели чаще всего нуждаются в серьезной, регулярной, долгосрочной помощи. Значит, неквалифицированность волонтера, недостаток его опыта могут быть компенсированы только его личным выбором подходящей и интересной ему работы. Только такой выбор может гарантировать стабильность и ответственность волонтерской помощи. Никто не в состоянии долго и по-настоящему помогать по принуждению.
- Новичку волонтеру необходимо знать, что его запрос на волонтерскую помощь — это его мечта, надежда и опасения. Волонтерская организация, принимающая его, со своей стороны, — это та конкретная работа и конкретные люди (руководство, коллеги, подопечные), что уже существуют. Работа в волонтерской организации — это всегда компромисс между мечтой и реальностью и сам волонтер должен быть готов к такому компромиссу.
- Волонтерство — это взаимный договор, взаимное решение и взаимное признание прав и обязанностей. Волонтерская организация до начала деятельности должна договориться с волонтером, кто за что и как отвечает. Базовое и неотъемлемое право волонтера – прекратить свое волонтерство в любой момент.
- Одна из важнейших тем для волонтера — это тема его компетенции и границ. Не поняв своего места по отношению к подопечному, волонтер не сможет соблюсти важнейшего принципа «не навреди». Вокруг любого благополучателя всегда существует своя среда: врачи, родные, друзья, воспитатели, представители органов власти и т.д. Волонтер не может заменить никого из этой среды, он обязан оставаться собой. К примеру, в больнице волонтер не может встать между мамой и ребенком, даже если мама «не в себе», волонтер не может ставить под сомнение предписания врачей и тем более не может назначать лечение. Задача волонтера – встроиться в существующую среду и оказывать помощь в сотрудничестве со всем окружением благополучателя, выстраивая границы и доверительные отношения.
- Волонтер должен знать и обязаться соблюдать принципы волонтерства в конкретной организации.
К примеру, принципы могут быть такие:
- не навреди
- соблюдай правила
- не пытайся заменить профессионалов (врачей, пожарных, воспитателей)
- вкладывай усилия, а не деньги
- опирайся на свои реальные возможности
- работай в команде
- будь готов помогать нуждающимся вне зависимости от их национальности, вероисповедания и социального статуса
- учитывай интересы своих близких
- соблюдай и удерживай свои границы
- Волонтеру следует знать, что нередко ему придется выбирать “из двух зол”. Как бы парадоксально это ни выглядело, но иногда волонтеру приходится выбирать не между добром и злом, а между злом большим и меньшим. Нередко черно-белого выбора просто нет. К сожалению, в больнице или детском доме волонтер может столкнуться с чем-то, что его возмущает, начиная от невкусной еды для детей или плохо постиранного белья, и заканчивая даже насилием. Может возникнуть оправданное и справедливое желание повлиять на ситуацию, пожаловаться куда-то, поднять шумиху в СМИ. Безусловно, в случае насилия необходимо защитить слабого и обратиться в правоохранительные органы. Но вот в случае грязного белья, недоброжелательного отношения персонала к подопечным и т. д. — следует взвесить, что важнее: приходить к подопечным и помогать им, или исправить несправедливость, но прекратить волонтерское присутствие?
Некоторые советы социальному волонтеру, которые ему должна предложить волонтерская организация, чтобы он не причинил вред себе[1] .
Волонтерская организация не должна ограничиваться словами, ее прямая обязанность помочь волонтёру предложенные советы соблюсти или исполнить.
- Не делай, не помогай, когда тебя об этом не просят. Не делай за человека то, что он может и хочет сделать сам. Не живи за человека, будь собой.
- Позволь себе принимать помощь. Если ты помогаешь другим – дай возможность помочь и тебе. Если помогать другим – это хорошо, то помогать тебе не может быть плохо! Принимай помощь, принимай поддержку, принимай заботу. Волонтер тоже человек. Позволь себе чувствовать то, что ты чувствуешь. Ты можешь быть сильным – ты можешь быть слабым. Ты можешь быть усталым, разочарованным, грустным – и при этом прийти к своему подопечному. Помни – ему нужен ты, а не какая-то картинка, или не кто-то с обложки журнала. Какой ты сегодня, какой ты сейчас – именно тот ты, который нужен подопечному.
- Не бойся того, что оказывая помощь, ты начинаешь сам много получать. Ты испытываешь радость, ты испытываешь благодарность, у тебя появляются новые друзья… Это нормально! Волонтер получает и отдает, отдает и получает. Так и должно быть, так устроен этот мир.
- Волонтер имеет право сказать «нет». В том числе волонтер имеет право сказать «нет» своему подопечному. «Ты хочешь, чтобы мы забрали тебя домой, стали твоей семьей… К сожалению, нет. Мы – только твои друзья». «Ты что ругаешься? Мне это не нравится. Пожалуйста, мне так не говори». Если волонтер не имеет права сказать «нет» подопечному, он становится безвольной жертвой.
- Общение важнее, чем какой-либо подарок. Не позволяйте подменять себя материальными вещами. Вы – дороже.
- Волонтерство – это отрезок пути со свободным входом и свободным выходом. Вы в любой момент можете понять, что ваше время волонтерства закончилось, сказать: «Спасибо. До свидания». Будьте свободны. Будьте собою, даже когда вы помогаете другим.
Если волонтер все сказанное понимает и принимает, то он – готов, теперь можно переходить к делу.
V. СОПРОВОЖДЕНИЕ. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ.
Сопровождение волонтеров – это неотъемлемая, базовая, и в тоже время сложная (имеющая многие составляющие) задача для любой волонтерской организации. Она требует комплексного подхода и решения и не может осуществляться от случая к случаю.
Система сопровождения очень сильно зависит от модели волонтерской организации, поскольку является частью внутренней логики волонтерства и не может быть встроена куда бы то ни было в виде отдельного самостоятельного блока.
Что такое сопровождение волонтеров?
По сути своей сопровождение – это разделение ответственности с волонтером за то доброе дело, которое волонтер и волонтерская организация делают вместе. Ресурс волонтера всегда ограничен. Особенно это чувствуется в социальной сфере, когда чужая боль, страдание, одиночество, безысходность могут просто поглотить волонтера, порой даже лишить его доброй воли. Волонтер не может и не должен брать всю ответственность за свое волонтерство, за то служение, что совершает волонтерская организация. Именно организация должна стать «большим братом», что ведет волонтера, что держит его за руку, что вместе с волонтером делает доброе дело. В этом случае у волонтера появляется твердая почва под ногами, он чувствует и свои реальные силы и поддержку со стороны организации и становится способным к ответственному и эффективному и в тоже время нетравмирующему и даже значимому и полезному для него самого волонтерству.
Говоря проще, сопровождение волонтеров – это быть рядом. Это ответы на вопросы и запросы, возникающие у волонтеров и решение их проблем.
В социальном волонтерстве можно говорить о шести видах запросов от волонтеров. Они соответствуют предложенным выше в соответствующей главе направлениям подготовки волонтера:
- что и как делать?
- отношения с подопечными;
- отношения с другими волонтерами и группой;
- личные вопросы;
- просьбы о помощи;
- профессиональный рост.
Таким образом, задачи по сопровождению волонтеров в социальном волонтерстве могут быть сформулированы следующим образом:
- Научить что и как делать (это направление по сопровождению волонтеров подробно изложено в предыдущей главе).
- Организовать труд волонтера. Трудно переоценить важность и значение этой зоны ответственности волонетрской организации. Подавляющее большинство волонтеров, особенно в социальной области, готовы сделать что-то конкретное, понятное им, созвучное их доброй мечте и увидеть результат. Внутренний потенциал волонтеров достаточно ограничен, чтобы самим делать все от “А” до “Я”, да еще преодолевать препятствия.
Правильно организованный труд – это:
- ясно поставленная задача в измеримых категориях (надо покрасить эту конкретную стену, в зеленый цвет за 4 часа, или надо сопроводить этого пожилого человека на прогулке, поддерживая его, чтобы он не поскользнулся и т.д.);
- обозначенные условия (время, место, форма одежды, дополнительные условия и т.д.);
- оборудованное рабочее место;
- обеспеченная безопасность работы;
- предоставленные ресурсы;
- обозначенная зона свободы и творчества (Эта зона может быть, как нулевой, так и абсолютной. Важно ее именно обозначить).
- наличие ответственного лица, ставящего задачу, принимающего работу и решающего проблемы
- зона ответственности волонтера, обговоренная с другими волонтерами, сотрудниками волонтерской организации и персоналом учреждения, где работает волонтер. Это очень важно, чтобы избежать недоразумений, когда, к примеру, нянечка в больнице просит волонтера, играющего с ребенком в шахматы, помыть полы, тогда, как это ее работа.
Правильно организованный труд – это гарантия для многих волонтеров, что их личная добрая мечта реализовалась. Поэтому, это важнейшее условие их долгосрочной и стабильной работы.
- Минимизировать риски. Это достигается через, предварительную подготовку, знакомство с правилами, посильное распределение ответственности во время работы, контроль во время работы, эффективным способом решения проблем, и через обратную связь от волонтера.
- Помочь наладить отношения с подопечными. В социальном волонтёрства определяющими являются личные отношения с подопечными. Невозможно помочь человеку, если он готов и не хочет принимать помощь; невозможно помочь, если волонтер не чувствует конкретной нужды или переживаний подопечного. Порой непросто удержать свои границы и устоять против явно потребительского или обесценивающего отношения со стороны подопечного. Заранее все предугадать нельзя. Но учиться этому во время волонтерства можно и нужно. Поэтому волонтерская организация призвана постоянно помогать волонтерам в этом.
- Выстроить и поддерживать отношения в волонтерской группе. Групповая работа в социальном волонтерстве приоритетна. Она самая безопасная и эффективная. В группе равномерно по силам распределена ответственность. Группа может быть гарантом долгосрочной и постоянной помощи. Она аккумулирует опыт и часто является первичной терапевтической группой, способной оказать психологическую помощь. Волонтерская группа – сложная система отношений, от которых зависит не только качество и плодотворность работы отдельного волонтера, но и порой зависит целое волонтерское направление или проект или программа.
- Предлагать ответы на личные вопросы и запросы, организовать обучение по актуальным запросам (об этом подробно мы говорили в предыдущей главе).
- Организовать дополнительное обучение по неволонтерским темам, предложить волонтерам досуг и общение. Волонтеры – не роботы. Все они люди и ничто человеческое им не чуждо. Включенность волонтеров в свое дело и их внутренние отношения между собой будут куда более позитивны, если волонтерская организация выйдет за рамки только работы и станет для них сообществом единомышленников, пространством общения, получения новых знаний, досуга и т.д.
- Организовать профилактику эмоционального выгорания (Ээтой теме посвящена следующая глава).
- Содействовать волонтерам в их профессиональном росте. Волонтеры со временем набираются опыта и знаний. Это их внутренний капитал. И они могут конвертировать его в профессионализм не только через дополнительное обучение, но прежде всего через взятие большей ответственности, через реализации более сложных задач и проектов. Волонтерская организация обязана внимательно смотреть на своих волонтеров, знать их, делегировать им посильную ответственность, поддерживать инициативу и помогать волонтерам реализовывать свои задумки и проекты.
При организации сопровождения волонтеров со стороны волонтерской организации необходимо соблюдать следующие принципы:
- волонтер – взрослый, самостоятельный человек и прежде всего он сам несет ответственность за свои чувства, самочувствие и здоровье. Волонтерская организация на определенных этапах (во время работы или подготовки волонтера и т.д.) обязана разделить с ним эту ответственность, но не подменить ее своей, даже если волонтер на этом настаивает.
- волонтер свободен принять или отвергнуть сопровождение. Обязаловки нет. Волонтерская организация только предлагает;
- При организации сопровождения следует основываться на запросах волонтеров и на опыте опытных;
- Волонтерская организация поддерживает инициативу волонтеров;
- Средства сопровождения и поддержки волонтеров организация подбирает, исходя из возможностей;
Особенности сопровождение волонтеров в разных моделях волонтерских организаций
Сопровождение волонтеров должно быть “растворено” в работе и внутренней жизни волонтерских организаций. Однако, оно сильно зависит от той организационной модели, которую представляет та или иная организация. Сопровождение может быть описано как области ответственности и даже рабочие обязанности ключевых сотрудников волонтерских организаций.
Разберем три указанные модели волонтерских организаций. Какое место в каждой из них занимает сопровождение волонтеров? В чьих руках эта зона ответственности и какие должностные обязанности стоят перед ключевыми сотрудниками волонтерских организаций?
Волонтерские организации типа «Неисчерпаемый источник»
Модель таких организаций, по сути состоит из двух элементов. Во-первых, сам «неисчерпаемый источник», то есть неисчерпаемый сторонний источник волонтёров, не требующий особых усилий со стороны волонтерской организации. Во-вторых, “мероприятия”. Мероприятия или акции, как правило организуются группой лиц, где в отношении к волонтерам можно определить две позиции – “ответственный за волонтеров” и “ответственный за конкретное мероприятие”. Дело первого – обеспечить своевременный и подходящий для мероприятия приток волонтеров. Задача второго – провести само мероприятие с участием волонтеров.
Главные характеристики модели «Неисчерпаемый источник»:
- Есть мощный входящий контролируемый поток волонтеров;
- Акции, мероприятия проходят когда угодно, возможны длительные перерывы и большая плотность;
- У акций и задач есть свой ответственный и команда организаторов;
- Допустима сменяемость волонтеров;
- Допустима слабая мотивация и слабая подготовка волонтеров;
- Риски для «подопечных» и волонтеров минимальны, то есть работа поверхностная;
Часто в таких организациях нет, собственно, самой работы с волонтерами, нет волонтерского сообщества, нет таких элементов, как сопровождение, мотивация, поощрение. Может не быть даже предварительной подготовки волонтеров. При этом, как мы уже говорили, отсутствие сопровождения волонтеров, низкое качество менеджмента и возможные риски с лихвой могут покрываться избыточным количеством потенциальных волонтеров.
Обязанности “ответственного за волонтеров”:
- Сформулировать запрос к «поставщикам волонтеров»;
- Обеспечить качественный входящий поток волонтеров, способных решать поставленные задачи. Это достигается через систему «фильтров»: формальные требования к участникам (пол, возраст, навыки, форма одежды и т.д.); собеседование, анкетирование, предварительные задания и т.п.
- Обеспечить минимально необходимо подготовку волонтёров или хотя бы инструктаж;
- Курировать ответственных за задачи, чтобы они давали посильные и понятные задания и имели минимальные навыки по работе с волонтерами
- Вести базу волонтеров
Обязанности “ответственного за мероприятие”:
- оформить и отправить заявку на волонтеров;
- принимать волонтеров;
- поставить рабочие задачи;
- объяснить правила работы и обеспечить безопасность;
- организовать труд волонтеров;
- обеспечить ресурсами;
- проконтролировать ход работы;
- решать проблемы, возникающие во время мероприятия;
- принять работу;
- проявить благодарность;
- принять обратную связь;
- отчитаться ответственному за волонтеров.
- «Сообщество»
Организации типа «Сообщество» эффективно решают не только разовые задачи, проводят мероприятия или акции, но способны на серьезную и эффективную проектную деятельность. В отличие от «Неисчерпаемого источника» в таких организациях есть работа с волонтерами и сопровождение волонтеров, что позволяет им быть более профессиональными, устойчивыми и перспективными.
Суть «Сообщества», как мы говорили, в том, что создается своего рода накопительная система для волонтеров, то есть создается сообщество, которое и дает возможность реализовывать проекты, поскольку проектная работа нуждается в лояльных, подготовленных, проверенных волонтерах, имеющих определенный опыт.
Главная задача, стоящая перед сопровождением волонтеров – развитие сообщества, поддержание определенного баланса и равновесия. Неизбежный исходящий поток волонтеров (усталость, разочарование, смена работы, ухудшение здоровья и т.д.) должен быть минимизирован и уравновешен входящим потоком.
Характеристики схемы «Сообщество»:
- слабый входящий поток волонтеров
- один ответственный за волонтеров («глава сообщества»)
- ответственные за задачи (организаторы мероприятий, ведущие проектов) должны быть компетентны в своей области;
- ответственные за задачи (организаторы мероприятий, ведущие проектов) могут быть разные и могут меняться от задачи к задаче.
- акции и мероприятия должны быть равномерно распределены во времени (от одного раза в 2-3 недели до одного раза в 1-2 месяца). Сообщество не должно стоять без дела.
- для реализуемых задач допустима сменяемость волонтеров
- каждый волонтер может и согласен делать разные дела
- риски и для «подопечных» и волонтеров умеренные.
Модель таких организаций состоит из следующих элементов: входящий поток волонтеров; сообщество волонтеров; проекты (или мероприятия). Ключевые управленческие позиции в отношении волонтеров могут быть представлены, во-первых, “ответственным за волонтеров”, который не только поставщик людей, но прежде всего “руководитель” сообщества и, во-вторых, “ответственным за проект” (за практические задачи, мероприятия и т.д.)
Центральным элементом всей работы является работа с волонтерами, а вернее работа с сообществом. От ее качества зависит не только «качество» волонтеров, но их наличие. Сообщество должно быть активно круглый год. Волонтеры должны видеть свою востребованность и чувствовать постоянное внимание со стороны организаторов волонтерства. На практике это означает, как минимум, равномерный в течение года план волонтерских мероприятий и равномерный план мероприятий для волонтеров.
Обязанности ответственного за волонтеров:
- Обеспечить качественный входящий поток волонтеров, готовых и желающих войти в сообщество и способных решать поставленные задачи. Это достигается через систему «фильтров»: формальные требования к участникам (пол, возраст, навыки, форма одежды и т.д.); собеседование, анкетирование, предварительные задания и т.п.
- Обеспечить общую минимальную подготовку и инструктаж волонтеров;
- Обеспечить равномерный план работы волонтеров. Предлагаемые задания не должны быть реже, чем раз в полтора месяца.
- Принимать заявки на волонтеров от ответственных за проект (организаторов мероприятий) и транслировать эти заявки в сообщество в виде рекламных объявлений;
- Курировать ответственных за задачи (мероприятия), чтобы они давали посильные и понятные задания и имели достаточные навыки по работе с волонтерами
- Принимать отчеты о проделанной работе от организаторов мероприятий и транслировать их в сообщество в виде мотивирующих репортажей или отчётов.
- Обеспечить дополнительное обучение волонтеров по актуальным для них вопросам. Периодичность таких учебных занятий не должна быть реже, чем раз в полтора месяца.
- Организовать и предложить досуг для волонтеров.
- Организовать и предложить поддержку (в том числе психологическую) для волонтеров
- Организовать систему поддержки волонтерских инициатив.
- Вести электронную базу волонтеров.
Обязанности ответственного за проект:
- оформить и отправить заявку на волонтеров;
- принимать волонтеров;
- поставить рабочие задачи;
- объяснить правила работы и обеспечить безопасность;
- организовать труд волонтеров;
- обеспечить ресурсами;
- проконтролировать ход работы;
- решение проблемы, возникающие во время мероприятия;
- принять работу;
- проявить благодарность;
- принять обратную связь;
- отчитаться ответственному за волонтеров.
В общем, сопровождение волонтеров – это дело ответственного за волонтеров. Во время мероприятий или проектов сопровождение волонтеров – дело “ответственного за проект”
- «Гроздь винограда»
Модель таких организаций состоит из следующих элементов: входящий поток волонтеров, волонтерские группы, социальные программы. Ключевые управленческие позиции в отношении волонтеров могут быть представлены, во-первых, “ответственным за волонтеров”, который по сути возглавляет группу координаторов волонтёрских групп и во-вторых, координаторами волонтерских групп, управляющих волонтерами при реализации социальных программ.
Характеристики схемы «Гроздь винограда»
- Слабый входящий поток;
- Процессная деятельность фиксирована по месту, времени и видам деятельности;
- Виды, осуществляемой деятельности таковы, что нежелательна постоянная смена волонтеров;
- Есть единый общий куратор всей волонтерской деятельности
- Работа – групповая, где группы независимы друг от друга, обладают большой степенью свободы и управляются координаторами на регулярной основе.
- Решаемые такими организациями задачи могут содержать вполне серьезные риски для «подопечных» и для волонтеров. “Гроздь винограда” содержит внутри себя достаточное количество защитных механизмов и компенсаций
Центральный элемент всей работы (грозди винограда) – работа волонтерских групп (виноградин). Именно группы для большинства волонтеров являются тем местом, где реализуются добрые мечты. Суть работы координаторов групп в обеспечении беспрерывного рабочего процесса и минимизации оттока волонтеров. Суть работы ответственного за волонтеров в работе с координаторами и группами, обеспечивая стабильность всей системы, минимизирую рисков при смене координаторов, налаживая горизонтальные связи между группами.
Система управления волонтерской организацией в данном случае может быть только горизонтальной. Руководство всего движения не имеет власти над волонтерами. Тут работает старый принцип: “вассал моего вассала не мой вассал”. Система управления внутри групп зависит от лидера группы и активности членов и может разниться от строго пирамидальной до «общины». Можно смело сказать, что группы выстраиваются вокруг своих лидеров. Смена лидера, как правило ведет к перезапуску групп.
Обязанности ответственного за волонтеров:
- формировать запрос на приток волонтеров в соответствии с обратной связью от координаторов волонтерских групп;
- Обеспечить качественный входящий поток волонтеров, готовых и желающих войти в сообщество и способных решать поставленные задачи. Это достигается через систему «фильтров»: формальные требования к участникам (пол, возраст, навыки, форма одежды и т.д.); собеседование, анкетирование, предварительные задания и т.п.
- Обеспечить общую подготовку и инструктаж волонтеров;
- обеспечить профориентацию и распределение волонтёров по группам;
- Принимать заявки на волонтеров от координаторов групп;
- Курировать координаторов волонтерских групп
- обеспечить группы ресурсами;
- осуществлять общее информирование всех волонтеров;
- организовать смену координаторов и перезапуск волонтерских групп;
- работать с координаторами – обеспечить поддержку, обучение, общение;
- Обеспечить дополнительное обучение волонтеров по актуальным для них вопросам
- Организовать и предложить досуг для волонтеров
- Организовать и предложить поддержку (в том числе психологическую) для волонтеров
- Организовать систему поддержки волонтерских инициатив
- Вести электронную базу волонтеров
Обязанности координатора волонтерской группы:
- ведение электронной малой базы волонтеров;
- формирование запроса на волонтеров;
- постановка внутренних задач;
- организация труда волонтеров
- работа с новичками волонтерами, их подготовка и сопровождение на первых этапах
- взаимодействовать с руководством волонтерской организации и руководством учреждения, где работают волонтеры
- организация поддержки волонтеров;
- распределение ресурсов;
- контроль за работой волонтёров;
- решение проблем, возникающих во время работы волонтеров;
- организация системы обратной связи от волонтеров;
- организация неформального общения волонтеров;
- организация системы преемственности опыта в группе
- отчет о проделанной работе ответственному за волонтеров;
- подготовка преемника в случае прекращение координаторства;
VI. СОПРОВОЖДЕНИЕ. ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ[2]
Профилактика эмоционального выгорания – комплексная работа. По сути, вся система сопровождения должна быть направлена и на профилактику эмоционального выгорания тоже. Чтобы правильно организовать работу в этом направлении необходимо понимать азы самого явления “эмоциональное выгорания” и учитывать опыт других волонтерских организаций.
Что такое эмоциональное выгорание?
Эмоциональное выгорание – явление, распространенное в среде «помогающих» профессий: врачи, педагоги, психологи, социальные работники, менеджеры по персоналу. Именно эти люди большую часть рабочего времени проводят с людьми, общаясь с ними и оказывая на них влияние, встречаясь с их чувствами, переживаниями, порой не легкими. Сегодня все больше говорят об эмоциональном выгорании у сотрудников благотворительных организаций и у волонтеров.
Эмоциональное выгорание нужно отличать от депрессии, синдрома хронической усталости и просто усталости. Основная характеристика «выгорания» – истощение, опустошение. В отличие от депрессии эмоциональное выгорание связано с интенсивной социальной активностью и проявляется как опустошение: смысловое, эмоциональное. Ближе всего по своим проявлениям эмоциональное выгорание к синдрому хронической усталости, который связывают с обменными процессами в организме, недостатком витаминов, и, конечно, образом жизни. Однако эмоциональное выгорание имеет психологическую природу.
В силу множественности и обыденности предпосылок, эмоциональное выгорание – общечеловеческое явление. Оно связано исключительно с видом деятельности человека (помогающая профессия) и в той или иной степени зависит от устроения каждого отдельного человека.
Бывает, что выгорание проявляется как усталость человека «от всего» и надолго. Эмоциональное выгорание очень многогранно: оно отражается на телесном (частые болезни или обострение хронических заболеваний, изменения в весе, режиме сна, снижается ощущение бодрости) и психологическом (трудно переносимые чувства, потеря смыслов, ослабление познавательных способностей) уровнях. Могут даже разрушаться отношения с близкими людьми. «Выгоревший» бывает раним, обидчив, раздражителен, или избегает общения, или или у него повышается тревога. Бывает и так, что в эмоциональном плане «выгоревший» становится похожим на робота. В деятельности эмоциональное выгорание может проявляться через сопротивление, откладывание начала или завершения дела, через неудовлетворенность своей деятельностью, ее качеством и результатами.
Для того, чтобы восполнить этот телесный и психологический дисбаланс, недостаточно просто выспаться, большегулять, встретиться с друзьями, заняться любимым делом. Это может помогать человеку в ситуации усталости, но в состоянии эмоционального выгорания у человека могут отсутствовать силы и желание делать то, что раньше его радовало. Трудно бывает сделать самые простые вещи: позвонить друзьям, заварить чай и т.п.
Значение эмоционального выгорания в жизни человека
Эмоциональное выгорание – своеобразное испытание на прочность для человека. Если он не понимает и не чувствует границ своих возможностей, если не чувствует меру, то приходит дисбаланс между «брать» и «отдавать». Человек становится неспособен сказать «нет», берет на себя задачи, превышающие его возможности. При невнимательном отношении и на определенных стадиях эмоциональное выгорание может стать своего рода саморазрушением для человека и тогда он будет нуждаться в серьезной профессиональной помощи.
Однако, у эмоционального выгорания может быть и положительное значение. Дело в том, что человек в итоге решает отказаться от чего-то, что разрушительно для него. Исследуя себя «на прочность» и дойдя до предела, человек может сделать важные для себя выводы. Положительным в эмоциональном выгорании может стать и то, что человек начинает задавать себе вопросы, изучать себя, понимать свое эмоциональное состояние, возможности и ограничения. Это важный шаг на пути выздоровления.
Выгорание в социальном волонтерстве
Быть социальным волонтером, служить ближним, и при этом не понимать мотивов и значения служения для самого себя, не анализировать собственные чувства и ощущения – разрушительно. Бывает, что волонтер участвует в нескольких благотворительных проектах: помогает на ярмарке, навещает детей в больницах, кормит бездомных, что-то делает дома в неблагополучных семьях, и при этом у него работа, учеба, помощь друзьям, родственникам. Волонтер может таким образом испытывать себя на прочность и при этом чувствовать, что нужен всем, может получать одобрение от окружающих его людей за свою активность, отзывчивость, доброту… Но, при всем этом, если у нет нет ясного понимания, зачем ему это нужно, каковы его силы, что он в себе через это восполняет, нет осмысления деятельности через свои ценности, то он может столкнуться с эмоциональным выгоранием.
Одна из серьезных причин выгорания в волонтерской деятельности – непонимание ценности, значения и смысла своей жизни, непонимание целей, ради которых осуществляется добровольчество. За этим может стоять пресловутое молодежное «попробовать свои силы», «узнать, на что способен».
Бывает, что человек не получил принятия и одобрения в своей семье, взрослой жизни, он ищет другие способы для этого, один из которых – добровольчество. Через добрые дела человек ставит амбициозную цель «помочь всем», при этом не имея возможности найти себе места в этой жизни, пытается его найти среди добрых дел, других волонтеров или людей, которые нуждаются в помощи. Все это, в итоге, приводит к излишней нагрузке.
В такой ситуации эмоциональное выгорание схоже с защитными реакциями организма на вирус. Например, тело сообщает, что что-то не так через повышенную температуру, слабость, бессилие. Так и тут, описанные выше проявления говорят человеку о «выгорании». Соответственно, возможны два варианта реакции на этот сигнал: либо игнорировать его, и тогда есть вероятность, что эмоциональное выгорание станет «хроническим» и может привести к самым серьезным последствиям. Лучший выход – признать наличие выгорания и сознательно начать восстанавливаться. Во втором случае доброволец начинает осознавать, что, например, одни добрые дела (кормление бездомных) ему даются тяжело, а другие дарят больше удовлетворения. Тогда даже при нахождении, казалось бы, наиболее оптимальной нагрузки, следует быть внимательными, чтобы позволить восстановиться душевным и физическим силам.
Если волонтер не осознает четко и глубоко, что же положительного приносит ему самому его доброе дело, то для него существует опасность втянуться в деятельность, разрушающую его.
Советы по профилактике эмоционального выгорания
- Забота руководства волонтерского движения и координаторов групп о добровольцах – это необходимая и обязательная зона ответственности.
- Очень важно правильно настроить волонтера, объяснить, что самый главный вопрос – «зачем ты сюда пришел?» Важно, чтобы волонтер в сложных ситуациях не оставался «в безвоздушном пространстве», а опирался на свой ответ: «я здесь для того, чтобы…»
- Как ни странно, но каждый волонтер находит в волонтерстве именно то, что ищет! В волонтерской организации и даже в волонтерской группе должна быть возможность для каждого волонтера – реализовать себя, должно быть многообразие и смыслов и ситуаций и возможностей.
- Основой для профилактики эмоционального выгорания должно стать признание волонтером своей ответственности за заботу о своем здоровье, за поддержание своего хорошего самочувствия, за возможность эмоционального выгорания. Волонтерские организации – не реабилитационные центры. Помощь и поддержка волонтеру может быть оказана только в партнерстве с самим волонтером.
- Важно помнить, что задача благотворительной волонтерской организации – организовать деятельность, приносящую пользу волонтеру, а не изматывающую его ради результата. Наша задача – сделать так, чтобы добровольчество вдохновляло человека, приносило радость, счастье. В этом деле волонтеру очень важна обратная связь, нужно, чтобы она оказывалась деликатно, внимательно, с заботой.
- Для волонтерского движения главное – информирование волонтеров не только об опасности выгорания, но и о возможности помочь им в преодолении кризиса. Эмоциональное выгорание – это естественное человеческое явление, которое можно воспринять и положительно, осмыслить «у меня была проверка на прочность, из нее я сделал выводы о склонности к саморазрушению», утвердиться в желании его преодолеть и восстановить силы и смыслы, радость жизни.
- Очень важно предложить волонтеру новичку правила и принципы волонтерской работы. Благодаря им он будет ясно понимать границы своей ответственности, границы безопасности, общие правила коммуникации и т.д. Все это помогает волонтеру не растрачивать себя, помогает предметно видеть и понимать свое служение.
- На первых этапах очень важно предложить волонтеру неформальное, но достаточно глубокое знакомство с волонтерской организацией, с координатором волонтерской группы, с самой группой и с подопечными. Часто сама среда людей “таких же, как и я” является очень поддерживающей, поэто следует волонтерам предложить неформальное общение и досуг.
- У волонтера всегда должен быть выбор из нескольких разных видов волонтерской деятельности с правом перехода от одной к другой.
- Следует организовать для волонтера возможность поделиться с координатором волонтерской группы, с ответственным за волонтеров своими проблемами, проблемами в волонтерской группе, проблемами с подопечными.
- С волонтерами нужно разговаривать. Это помогает оставаться с человеком на связи в любом случае. И хорошо бы, чтобы волонтер это всегда чувствовал — что координатору группы или ответственному за волонтеров не все равно! Волонтер — не подчиненный, он живой, значимый человек, друг и соратник.
- Важен разговор с волонтером непосредственно перед волонтерским делом: спросить, как у него дела, как он себя чувствует, и узнать, например, что у него сессия, или что у него что-то хорошее на работе или в семье, а может и неприятности. Во время работы координатор может подойти и поинтересоваться: как идут дела, что происходит, как складывается общение? И, соответственно, поговорить с человеком после окончания дела.
- Очень важно пояснить волонтеру, что есть такие темы, которые ни в коем случае нельзя замалчивать! Волонтер не должен держать в себе глубокие переживания. Если это нужно и важно волонтеру, то следует говорить на такие непростые темы, как, например, перспективы детей с синдромом Дауна или с онкологией и иными нерадостными болезнями. Следует говорить и о смерти подопечных или о возможной смерти. Конечно заранее навязывать что-то не следует. Но если есть запрос у волонтеров, то ни в коем случае нельзя его игнорировать. Недопустимо игнорировать общее обсуждение той или трагической ситуации с которой столкнулся волонтер или группа. Само обсуждение и взаимная поддержка могут быть огромным ресурсом для волонтеров.
VII. О МОТИВАЦИИ И БЛАГОДАРНОСТИ
Вопрос мотивации волонтеров, особенно в контексте социального волонтерства, слишком глубок и сложен, чтобы свести его к “мотиваторам”, будь то майки, значки или разного рода бонусы и поощрения. В этом случае необходимо набраться смелости говорить о внутреннем мире человека.
О двух видах мотивации
Само понятие “Мотивация” в отношении волонтеров должно быть рассмотрено в двух значениях. “Внутренняя мотивация” – волевое устремление к действию со стороны человека (в нашем случае – волонтера). Это еще не само действие, но, по сути, готовность к действию. Такая мотивация очень сильно связана с жизненными ценностями и смыслами, которые составляют мировоззрение конкретного человека, с личными отношениями между людьми, с личными оценками и переживаниями происходящего.
“Внешняя мотивация” – это стороннее по отношению к человеку (волонтеру) волевое усилие, действие, слово, направленное на вовлечение этого человека в определенное дело. Об этом виде мотивации часто говорят “замотивировать волонтера”.
Образно говоря, речь идет о двух видах энергии или силы. Одна – та, что рождается внутри человека (волонтера). И вторая – что привносится в него извне.
Поясним сказанное на примерах. Представьте себе полный зал людей, которых мы можем разделить на две равные группы. Людей, входящих в первую группу, каждого из них мы попросим написать на стикере одну проблему из окружающей жизни, о которой они, как граждане России, или жители своего района или дома порой думают: вот, не было бы этой проблемы, было бы хорошо. А участников второй группы мы попросим написать на стикере одно доброе дело, которое они лично хотели сделать не для себя, но на которое не хватало сил и времени. Вопрос может звучать так: что доброго вы сделаете завтра, если мы освободим этот день для вас от домашних забот и рабочих обязанностей?
Такое упражнение мы делали много раз и и каждый раз результат один и тот же. Если у всех участников собрать стикеры и расклеить их также по группам и сравнить, то получится, что списки “проблем” и “добрых дел” не совпадают.
Дело вот в чем. Когда человек мыслит в общем, когда он просто выражает беспокойство за что-то, то из этого никак не следует, что он готов включиться в решение проблем. А вот, когда у человека есть возможность самому выбрать и решить, что же он будет делать, то такое дело автоматически будет ему лично дорого и важно. Это упражнение также показывает разность мышления “начальников” и “волонтёров”. “Начальники” мыслят проблемами, которые нужно решить и часто ошибочно предполагают, что вокруг много желающих лично включиться в придуманное ими дело.
Следующий пример. Представьте, если вас попросили сделать селфи и, смотря на свое фото со стороны, как бы смотря на хорошо знакомого человека, ответить на следующие вопросы: этот человек имеет свободное время и сколько? Готов ли без условий трудиться бесплатно, а если нет, то, что это за условия? Что он не любит делать, но приходится, что он никогда не будет делать? С какими людьми тяжелее всего общается, а в какой компании ему хорошо? Что мечтает сделать (попробовать) нового? Как проще всего втянуть этого человека в какую-нибудь историю? Какая у этого человека есть добрая мечта, которая не касается его самого? И т.д.
Ваши ответы (или ответы волонтера на вашем месте) очень ярко и фактурно покажут вам внутреннюю мотивацию. Они дадут вам ориентир, какая “внутренняя энергия” у вас есть и на что она направлена? И тогда вам станет ясно, где следует “мотивировать”, а где просто сказать: “делай!”
Чтобы понять разницу между внутренней и внешней мотивациями можно представить себе две картины.
Первая – встреча у поезда. Каждый из нас был свидетелем такой сцены. Тот, кто приехал на поезде стоит на месте у вагона и ждет. Тот, кто встречает бежит по перрону вдоль поезда и ищет близкого ему человека. И вот, взгляды их встречаются и через миг происходит сама встреча. Такую встречу можно назвать радостной, легкой, теплой, осмысленной, уверенной и т.д.
Теперь представьте себе ребенка, которого за руку мама тянет в детский сад. Или даже где-то подталкивает: “Ну что ты так медленно, мы опоздаем, давай топай и т.д.” Тут вроде все понятно, и сам ребенок понимает, что идет в садик. Но в этой ситуации, очевидно, применимо совсем другое описание. Мы видим, в глазах ребенка бессмысленность, дезориентированность, тревогу, может и агрессию.
В первом случае встреча происходит сама, не нужны дополнительные усилия. Ответственность берется человеком самостоятельно и свободно. Цель не только ясна, она в прямом смысле слова очевидна. Во втором случае, ясность цели не дает ничего. Приходится прикладывать неимоверные усилия, чтобы эту цель достичь. Кстати, эти усилия могут быть и в виде “приманки”: “после садика, вечером я куплю тебе мороженное”. Мы видим, что достижение цели во втором случае совершенно по-другому эмоционально окрашено. Но, главное, что человек не берет полноту ответственности, она в итоге, все равно лежит на том, кто понуждает к действию.
Что у волонтеров в голове?
Что же на практике? Какая мотивация и какое понимание волонтерства у самих волонтеров.
Приведем для примера результаты стратегических сессий с волонтерами, где обсуждались базовые элементы миссии и смысл волонтерства Добровольческого движения «Даниловцы». Активные волонтеры, координаторы волонтерских групп и сотрудники после работы в подгруппах и совместного обсуждая сформулировали следующее:
Мы волонтеры:
- мы никого не спасем;
- в центре нашего служения – встреча человека с человеком;
- вы воплощаем свою веру через добрые дела;
- каждый из нас ищет в этом свой смысл;
- мы здесь для того, чтобы нести и получать радость;
- мы оказываем поддержку и заботу о ближнем;
- мы работаем в организованных регулярных группах;
- мы делаем конкретные дела;
- мы учимся и учим;
По мнению волонтеров, волонтерство для них это:
- встреча с подопечным по-настоящему;
- возможность быть собой
- живое пространство диалога, где нет неудобных вопросов о жизни, о Боге, о себе;
- чувство важности своего мнения, опыта и своей реальной жизни;
- созидание и участие в творческом пространстве, где каждый ребенок и взрослый может возрастать и развиваться в дружеском принятии;
- умение (вместе с подопечными) видеть возможности выбора в важных ситуациях жизни;
- созидание, совместное творчество;
- сопричастность, со-бытие, путь вместе;
- сопреодоление изоляции, быть вместе в будни и в праздники;
- забота и принятие;
- жить по-настоящему;
- возможность делать то хорошее, что хотим.
В данном случае очевидно, что социальное волонтерство по своей сути – это нечто очень глубокое и личное для волонтеров. Это отнюдь не дополнительная работа или времяпрепровождение. Это реализация глубоких человеческих ценностей и смыслов – той самой внутренней мотивации, которая очень ясно и четко обозначена фразой: “волонтерство – это возможность быть собой”.
Два важных вывода о мотивации
Можно утверждать, что в социальной сфере, как наиболее сложной для организации волонтерства по-настоящему работает и дает серьезные результаты обращение к внутренним “силам” человека, к внутренней мотивации.
Если мы хотим организовать долгосрочную, регулярную работу с подопечными, если мы хотим, чтобы волонтеры пришли туда, где боль, скорбь, одиночество, тревога, безысходность и даже смерть, то мы ни в коем случае не должны “мотивировать” волонтеров. Вложенной “энергии” тут не хватит. Человек перегорит в момент, как мотылек, столкнувшийся в раскаленной лампой. В этом случае следует искать и привлекать только тех людей, что имеют собственное расположение к такой работе. Пусть скромное и неразвитое, но собственное. Их внутренняя мотивация будет гарантом их устойчивости. Но даже в этом случае необходимо знать и прорабатывать все сказанные в других главах о подготовке и сопровождении волонтеров.
Таким образом мы понимаем, что при модели организации волонтёров “Гроздь винограда” главной движущей силой становится внутренняя мотивация волонтеров. А очень важной зоной ответственности для организаторов волонтерской деятельности является, во-первых, предоставление равных возможностей для волонтеров, чтобы они смогли максимально реализовать свою добрую мечту, делать то доброе, что хотят сами, быть собой. И, во-вторых, организаторы должны создать все условия для сохранения этой внутренней мотивации у волонтеров.
Если же волонтерская организация не имеет таких “мотивированных” волонтеров и вынуждена их “мотивировать”, то такая организация не может претендовать на регулярную и системную социальную работу, а только на конкретные дела, где чужая боль, страдания, одиночество вполне дистацированы от волонтеров. В этом случае вполне подходит модель “Сообщество”. При этом вложенной в волонтеров “энергии” (через эмоциональный призыв, через личный пример, через убеждения и т.д.) достаточно, чтобы провести мероприятие или акцию. Например, спектакль в больнице, или разовый визит к старикам в день 9 мая. При таких мероприятиях ясно расставлены роли и очерчены границы. Актеры спектакля или гости у ветеранов защищены, они не разделяют с подопечными ответственность за их судьбу, даже на час или два. Они сторонние помощники.
Об особенностях волонтерской работы в социальной сфере, затрудняющих реализацию “внутренней” мотивации
Рассмотрим особенности социально-ориентированных НКО, которые прямо или косвенно связаны с мотивацией волонтеров
- У благотворительных и волонтерских организаций сильно ограничены финансовые и материальные ресурсы. А нехватка денег — это всегда ограниченность по кадрам и размытость по полномочиям в управленческом звене, в том числе в управлении проектами. Все не успевают всё. Отсюда автоматическая необходимость в широком делегировании ответственности от руководства вниз к подчиненным, в том числе к волонтерам.
- Социальный сектор имеет очень ограниченный выход на молодежные аудитории. Сильно ограничен приток новых волонтеров, и, как следствие, важнейшей задачей является уменьшение «текучки».
- В благотворительной сфере и тем более в сфере социального волонтерства не так много возможностей влиять на мотивацию людей. Материальных стимулов почти нет (из-за ограниченности ресурсов), манипуляция или насилие недопустимы. Внешняя мотивация волонтеров требует дополнительных усилий, ресурсов и специалистов. При этом, “замотивировать” – это половина дела. Необходимо найти силы, время и специалистов, чтобы нести за волонтера ответственность, как минимум сопровождать и контролировать его.
- Социальное волонтерство – это работа в наиболее социально напряженных сферах. Включенность в решение этих проблем, а вернее личный и эмоциональный отклик на них и является тем «источником энергии» на котором работают большинство благотворительных и волонтерских организаций. Яркость и актуальность темы, например, детской онкологии, очень сильно связаны с мотивами людей. Но в тоже время это и трагедии, и боль, и страдания. Работа в такой области, в свою очередь, очень эмоционально затратна и требует серьезного внутреннего труда от добровольца.
- Работа в социальной сфере максимально персонифицирована. Сотрудники благотворительных организаций и волонтеры часто работают с подопечными лицом к лицу. Это создает глубокие личные связи (в том числе эмоциональные), а значит хотим мы того или нет, волонтеры разделяют с подопечными (пусть и в очень ограниченном виде) ответственность за их судьбу.
- Социальный волонтер характеризуется следующим: свободная воля, воля к доброму делу, личное уникальное отношение к той проблеме на которую человек хочет откликнуться, собственные силы, собственные умения, личное свободное (!) время, бескорыстность, конкретное доброе дело.
- Волонтер обладает только своими знаниями и умениями, из которых следует его компетенция и ответственность. Он, как правило, в своей деятельности непрофессионален, однозадачен и ни за что формально и юридически не отвечает.
- Социальное волонтерство — реализация глубоких человеческих ценностей и смыслов. Почти всегда они носят экзистенциальный, очень глубокий характер, что позволяет сотрудникам и волонтерам работать вопреки многим неудобствам. Но и создает определенные трудности в проектной деятельности.
Как сохранить внутреннюю мотивацию волонтеров?
Возможны следующие основные принципы, учитывая которые, волонтерские организации могут всерьез развивать социальные проекты и программы, основываясь на “внутренней” мотивации волонтеров.
- Социальное волонтерство — это сообщество (своего рода пространство), притягивающее человека (волонтера) своими ценностями, возможностями, людьми, а не толкающее к исполнению каких-то дел.
- “Внутренняя энергия” человека, его сила раскрывается только через доверие, и при большой степени свободы и творчества.
- Ответственность делегируется “вниз” либо с ресурсами и полномочиями, либо с соответствующей ей мерой свободы (а значит творчества и самореализации). Проще говоря, кто не может дать ресурсы и полномочия, пусть даст свободу.
- При реализации социального проекта (социальной программы) наиболее эффективно работать только с теми людьми, что сами свободно захотели в нем участвовать и разделяют ценности и миссию волонтерской организации.
- Важно ориентироваться на существующую мотивацию и компетенцию волонтеров и в соответствии с ней предлагать каждому волонтеру его дело индивидуально. Следует найти пересечение запроса на волонтерскую деятельность со стороны волонтерской организации с областью умений и желаний самого волонтера.
- Наиболее эффективно предлагать волонтеру спектр возможностей и вакансий, чтобы его выбор более точно совпадал с его желанием. В идеале — это разные направления и формы работы: с сиротами, в больницах, со стариками и т.д.
- Поскольку волонтер ни за что формально не отвечает и может прекратить оказывать помощь в любой момент, то ответственный за волонтеров и координаторы волонтерских групп должны быть наделены правом расстаться с любым из волонтеров без объяснения причин. Это уравновешивает права волонтера и организации.
- Волонтеры и сотрудники волонтерский организации важны для руководства проекта так же, как и подопечные.
О благодарности, поощрениях и внешней мотивации.
На практике и благодарность и поощрения и внешняя мотивация – это почти одно и тоже. Разница лишь во времени: на каком этапе волонтерства мы проявим в отношении волонтера свое внимание.
Какую бы модель не представляла волонтерская организация, благодарности и поощрения и внешняя мотивация будут очень востребованы. Следует лишь понимать границы применимости и эффективности. Для организаций типа “Сообщество” наряду с подготовкой и сопровождением – это основной инструмент по работе с волонтерами. Для организаций типа “Гроздь винограда” – это вспомогательный, по отношению к выявлению и поддержке внутренней мотивации, но необходимый и очень эффективный инструмент.
Пожалуй, самым действенным способом внешней мотивации является объяснение смысла проблемы и понятного волонтеру способа ее решения, а в случае поощрения или благодарности – демонстрация результата и объяснение его смысла и значения. Вовлечение и благодарность через сопричастность и понимание – дают самые долгосрочные результаты. Важно отметить, что это работает не только в отношении отдельного волонтера, но и в отношении сообщества, поэтому и призывы, и благодарности должны быть адресованы и всем волонтерам вместе тоже. К примеру, “наша группа автоволонтеров помогла перевести мебель для Дома престарелых. Наша организация благодаря вам всем, дорогие волонтеры, сделала еще одно доброе дело”.
Также очень значимым “мотивом” и благодарностью является принадлежность к сообществу единомышленников и признание этим сообществом. Особенно это актуально для людей, страдающих от одиночества. Но дело не только в рекламном слогане, мол “ты получишь новых друзей”, а в создании внутри сообщества открытой и доброжелательной и поддерживающей атмосферы. Волонтер, почувствовавший расположение других волонтеров, значение своего мнения, поддержку и радость за некоторые достижения будет очень глубоко мотивирован на волонтерство.
Для многих волонтеров важна принадлежность к бренду. Если волонтерская организация известна, то она может этим пользоваться. Давать волонтерам возможность быть частью бренда. Но тут нельзя забывать, что любой бренд – это большая ответственность со стороны руководства организации. Бренд не должен девальвироваться. Он должен быть всегда наполнен содержанием, работой, качеством и результатами.
Возможность чему-то научиться привлекает молодежь. Речь не только о неких практических прикладных навыках (рисовать, клеить обои и т.д.), но и о навыках работы в группе, управления, разработки и ведения проектов. Для молодежи порой значимы и простые навыки человеческого общения, особенно с противоположным полом.
Перечислим и другие возможные “мотиваторы” и “благодарности”:
- атрибутика – молодым людям порой важно иметь яркую майку, кепку, флешку, значок, рюкзак и т.д. Все это прекрасно подходит для организации акций и мероприятий;
- благодарственные письма и личная благодарность от руководства;
- рейтинговая система оценок и соответствующих им призов;
- благодарность волонтеру с места учебы или работы;
- упоминание волонтеров поименно в отчетах о мероприятии в социальных сетях и в статьях в СМИ;
- встречи с известными людьми;
- билеты и пригласительные в кино, театр и иные места интересные волонтерам;
- обучение по актуальным для волонтеров, но не связанным с волонтерской работой вопросам. К примеру, волонтеров может заинтересовать продвижение их страничек в социальных сетях и т.п.
- неформальное общение за счет организации (шашлыки, выезды, походы и т.д.);
- ежегодное собрание всех волонтеров на большую “тусовку” с благодарностями, поощрением, развлечениями и т.д.
[1] Эти советы составлены на основании соответствующей статьи психолога Лидии Алексеевской, директора Школы социального волонтерства. Советы опубликованы в книге «Социальное волонтерство под ключ. Меняем мир вместе», изданной Добровольческим движением «Даниловцы» в 2017 году.
[2] Эта глава подготовлена по материалам статей специалистов по сопровождению волонтеров Добровольческого движения “Даниловцы” Светланы Блиновой, Алены Характеровой и Андрея Мещеринова. Статьи опубликованы в книге «Социальное волонтерство под ключ. Меняем мир вместе», изданной Добровольческим движением «Даниловцы» в 2017 году.