Урок 7. О двух моделях корпоративного волонтерства (статья).

Крупный бизнес обращает все большее внимание на развитие волонтерских программ. Волонтерство – отдельная сфера применения ресурсов, бюджета и социальной активности. Оно хоть и считается частью КСО компаний, но требует и особого внимания – учитывая, что мы говорим о людях, – и особых процессов. Как увлечь людей заниматься в своей компании-работодателе не только работой, но – в свободное время – еще и социальными проектами? Готовы ли сотрудники к этому? И готовы ли сами компании тратить на это силы и объединяться со своим персоналом в таких проектах?

«Новогодние корпоративы» – уже устоявшаяся фраза. Только с каждым годом интерес к такому времяпрепровождению у сотрудников компаний потихоньку падает, зато появляется любопытство и тяга совсем к другому – к вылазкам в детские больницы, детские дома или дома престарелых. Людям надоедает веселиться просто так – гораздо больше отдачи мы получаем психологически, когда сами превращаемся в «волшебников» и дарим окружающим радость, оказываем помощь и ощущаем свою нужность. Бизнес «поймал» этот настрой, и постепенно «корпоративами» становятся вот такие социальные акции. Волонтерство в компаниях растет, но нужно помочь и самим сотрудникам, и бизнесу правильно выстроить эту работу.


Представители некоммерческих благотворительных организаций полагают, что для лучшего развития корпоративного волонтерства бизнесу стоит больше сотрудничать с НКО и перенимать их опыт организации и вовлечения людей. Многолетняя работа компаний еще не гарантия качества развития их социальных технологий. Да, волонтерские проекты бизнеса важны и для самого персонала, и для подопечных, кому оказывается помощь, и для экологии района, для моногородов, где люди призваны заботиться о своей социальной обстановке. Но как это делать? Пока этой стратегии нет. как эти механизмы волонтерства срабатывают на местах на предприятиях? Ведь в офисах это легче, да и это переключение для человека, а рабочему человеку, у которых тяжелый труд?
Юрий Белановский, руководитель добровольческого движения «Даниловцы». Фото с сайта verbum.syktsu.ru
«От нас, НКО, тут ничего не зависит, – считает Юрий Белановский, руководитель добровольческого движения «Даниловцы». – Бизнес должен преодолеть свое внутреннее видение этой темы. С одной стороны, компании говорят: мы зарабатываем деньги, и социальная ответственность для нас вещь важная, только если она дает косвенные бонусы для внутреннего процесса. Если наши внутренние задачи мы можем решить дешевле и эффективнее, чем корпоративное волонтерство, мы так и сделаем».

Но в таком варианте, считает Юрий Белановский, благотворительные структуры не смогут постоянно и плотно сотрудничать с волонтерскими движениями компаний. «Например, для нашей организации, «Даниловцы», участие в жесткой бизнес – конструкции, где волонтерство оценивается как одно из средств достижения собственных целенй, невозможно. У нас первичный смысл — помощь подопечным, причем долгосрочная, с длительными отношениями с подопечными, что важно. Это неформальные личные отношения, свободная включенность человека-волонтера». Лидер «Даниловцев» отмечает, что в таком варианте развития корпоративного волонтерства фонды могли бы, допустим, проводить обучение сотрудников компаний. Например, те же «Даниловцы» могут провести отличные мастер-классы по возрастной педагогике. А, скажем, «Волонтеры в помощь детям сиротам» – удачные мастер-классы по пониманию внутреннего мира сиротского учреждения. И так далее. Учреждения могут заказать себе такие мастер-классы для персонала, но дальше они все равно будут вариться в своей работе сами, подчеркивает Юрий Белановский. И это явный минус. Кстати, иногда, замечают представители НКО, и тут бизнес пытается выстроить работу «по правилам» и начинает ограничивать своих партнеров-фондов. «Например, если мне дадут только час общения с сотрудниками компании, то ясно, что за час я не могу вывалить на людей гору информации. Тренинг должен быть серьезным. Час – это просто кинуть пару идей. Это нетехнологично. Бизнесу надо принять ответственное решение: или у них только жесткий взгляд на построение работы корпоративного волонтерства, или их позиция – бороться за человеческие ценности».

Но есть ведь и другое видение ситуации и другой способ развития корпоративного волонтерства – тот, о котором, например, говорит «Леруа Мерлен». Когда бизнес признает, что он готов отходить от своих жестких требований и целей, а люди везде остаются людьми, то сюда можно принянуть человеческие ценности – вернее, они притягиваются сами. «И в таких вариантах уже уместно сотрудничество с такими структурами ,как наши. Тут нам есть чем поделиться, наш опыт и направлен на то, чтобы реализовать эти ценности, — считает Юрий Белановский. – Тогда одна из ближайших общих задач – если это только не демагогия для трибун – это диалог, деловой и может быть, даже в чем-то формальный, потому что нужно действительно попытаться найти общий язык и вместе сформулировать технологию такой работы с персоналом. Нужны ли жесткие или мягкие модели построения работы волонтерства в компаниях – все решается на конкретной практике».

Юрий Белановский тоже побывал в Мончегорске на открытии «Комбината добрых дел» «Норникеля». «Я хочу заметить, что две трети города так или иначе связаны с предприятием. Если, допустим, руководство компании видит вариант корпоративного волонтерства в жесткой модели – то есть в рамках развития КСО и выгоды для развития бизнеса в социальной сфере, то тут единственный выход — это какие-то акции несколько раз в год. В принципе, пока часто так и происходит. И так мотивируются конкретные сотрудники. А постоянная вовлеченность – это совсем другое. Если руководство видит в этом что-то ценностно-высокое, то тогда стоит поэкспериментировать над созданием внутри конкретного завода или предприятия Центра по аккумуляции идей людей, сотрудников». Юрий Белановский убежден, что, как и говорят уже во многих компаниях, очень важно использовать инициативу самих сотрудников. «Надо учитывать, кто чем хочет заняться. К тому же сотрудники лучше видят и знают, что делать: скажем, где стоит досадить деревья, где сломались качели, кому нужно помочь из горожан, их земляков. Смысл такого Центра не в том, чтобы получать мини-гранты («приди с красивой идеей, мы дадим тебе 10 тысяч рублей на ее реализацию»), а в том ,чтобы помочь личной человеческой волонтерской инициативе реализоваться. «Это самая сильная мотивирующая идея, — отмечает глава «Даниловцев» с высоты своего опыта. – Допустим, есть дядя Ваня, он хотел поставить новые качели во дворе, но город денег не дал. Тогда с завода пришли 10 рабочих с железками и инструментом, и сами поставили новые качели. Вот мотивация и воплощение в жизнь идеи! Это не изобретение велосипеда, это реально работает. Не всегда нужно просто дать деньги – чаще людям надо другое, дайте инструментарий, реальную помощь, специалистов. Это правильная технология развития корпоративного волонтерства. Но в бизнесе это реализуется пока слабо».

Марина Лепина

Портал MILOSERDIE.RU подготовил материал о корпоративном волонтерстве. Среди экспертов, чье мнение было представлено — руководитель Добровольческого движения «Даниловцы» Юрий Белановский.