Урок 7. День именинника как форма работы в проекте

Урок Progress:

В онлайн-формате мы часто сталкиваемся с одной проблемой. Иногда бывает, когда мы проводим разные события для подопечных, нам не хватает диалога и простого общения. Когда мы проводим викторину или экскурсию, то в таком формате часто говорят больше сами волонтеры, а люди по ту сторону экрана улыбаются, радуются и изредка реагируют. И иногда координатор чувствует, что общения не хватает и важно придумать формат, в котором люди могли бы просто поговорить. Надо заметить, что подопечные часто просто стесняются говорить, у некоторых мало опыта общения в силу своей изолированности, и это тоже барьер. И нужно, чтобы формат встречи не только давал возможность говорить, но чтобы люди захотели высказываться.

Мне кажется, в Волжском ПНИ, в отделении интенсивного ухода, мы нашли такой формат. Александра Сошникова, волонтер группы, предложила провести день именинника. Поскольку встречи у нас проходят по 20-25 минут, мы растянули проведение этой темы на несколько встреч. Во время первой встречи, после приветствия, мы стали называть свои имена и вспоминать, у кого когда именины. Про каждого мы нашли в интернете характеристики человека, которому принадлежит то или иное имя. Мы выбрали оттуда части с положительными и нейтральными качествами. Мы читали имя, спрашивали, когда у человека день рождения, потом зачитывали дату, когда празднуют именины, значение имени и короткую характеристику. Все с интересом слушали про своих соседей и с интересом ждали, что же написано про них. После этого мы спрашивали, как они думают, что этому человеку подходит, а что нет. В таком формате центром встречи становятся сами участники, каждому уделяется внимание. Говорятся приятные, поддерживающие слова, и люди, как правило, к этим словам присоединяются. Это было очень тепло и приятно!

Вторая встреча состояла из того, что мы дарили друг другу подарки и пожелания. Мы выбирали человека (можно напомнить кратко характеристику его имени) и спрашивали остальных: что бы вы этому человеку хотели подарить? При этом можно дарить не только те предметы, которые осязаемы, но и луну, радугу, если хочется. К одному подарку можно добавить одно пожелание. Люди начали дарить друг другу самые разные вещи: от карандашей до собственного самолёта. Ведь очень интересно, что же тебе подарит тот или иной человек.

Кроме того, для наших подопечных очень важно посмотреть вокруг себя, увидеть, кто с тобой рядом и сказать им что-то приятное, «подарить» и пожелать что-то. Это может повлиять на атмосферу между людьми не только во время встречи, но и после того, как волонтеры отключатся. Важно заметить, что в такие форматы мы стараемся включать и волонтеров, и персонал. Мы пытаемся
увидеть каждого участника и сказать что-то каждому из них. Очень важно, чтобы во время встречи мы общались не из своих социальных ролей, а просто как люди.

Волонтеры записали, кому какие подарки были подарены и от кого. После встречи мы распределили подопечных между волонтерами и нашли красивые иллюстрации того, что было подарено каждому человеку. И эти иллюстрации мы делали в какой-нибудь программе для создания коллажей. На обратной стороне можно разместить пожелания. На третьей встрече показывали по очереди получившиеся коллажи, и подопечные угадывали, кому тот или иной коллаж принадлежит. Стоит ли говорить, что все коллажи получились очень красочные, необычные и вызвали кучу положительных эмоций у всех участников!

У нас ещё есть желание распечатать эти коллажи и отправить по почте нашим друзьям из Волжского ПНИ, на память. Можно из каждого коллажа выбрать какой-то один не очень большой подарок — карандаши или шоколадку — и приложить к посылке, подписав кому этот подарок предназначается. Вот такое событие можно сделать из обычного дня именинника в онлайн-формате!

Николай Ерохин, руководитель проекта “Даниловцы онлайн”