Урок 4. Как создать волонтерскую группу при детской больнице или детском доме-интернате? (статья)

Из этого урока вы узнаете как создать волонтерскую группу при детской больнице или детском доме-интернате.


Первый приют наших волонтеров появился в детских отделениях научно-исследовательского института имени Бурденко, в который в 2008 начали ходить даниловцы с первым координатором. Тогда образовалась первая волонтерская группа. Соответственно, когда есть человек с мотивацией, смыслами, он может стать координатором, проявив инициативу. А у социальных учреждений должен быть запрос, то есть им должны быть нужны волонтеры, волонтерские группы. Без этого очень трудно наладить с учреждением даже первичный контакт.

Есть примеры, когда отношения складывались вопреки закрытости и предвзятому отношению администрации учреждений. Нам приходилось в восьми детских учреждениях, с которыми сотрудничают «Даниловцы», слышать от администраций, что «нам вас навязали, и мы пускаем вас вынужденно». Поэтому задача координатора и инициатора проявить некоторое терпение, понимая, что если его мотивацией является помощь детям в их социализации, развитии, сотрудничество с учреждением, служение христианству или активное проявление человеческой позиции, это сопротивление и закрытость можно преодолеть.

Это крайняя ситуация и я бы не рекомендовала волонтерам и координаторам часто пробивать лбом стены, потому что всегда есть учреждения, которые открыты и у которых есть заинтересованность. Но если очень хочется, то опыт может быть вполне благополучным.

Первые шаги при создании волонтерской группы – встреча с администрацией, согласование целей и ожиданий с обеих сторон. Есть в каждом учреждений свои правила, без которых невозможно работать. Их также необходимо согласовать. Очень важно согласовать представления о подопечном, поскольку у всех очень разный опыт. Очень важно согласовать, какие конкретные дети, какого возраста, состав по полу, количество детей, как они распределены по группам, особенности детей. Это важно понимать, потому что особенности детского коллектива влияют на качество отношений. Если их учитывать мы можем лучше адаптироваться и лучше понять специфику условий детей, их запросы и интересы.

Очень хорошо, если на следующих встречах согласовать первичный план сотрудничества. Лучше начинать с меньшего и потихоньку расширять свою деятельность, чем сразу перегружаться координатору, нагружать всю волонтерскую группу.

Через волонтерское присутствие очень важно расширить для ребенка, который находится в детском социальном учреждении, горизонты жизни. Во-первых, молодежь, которая его навещает, является неким ориентиром. Они видит, что можно работать не только грузчиком или продавцом, как, может быть, было в его опыте из других семей, а что можно быть увлеченным человеком, заниматься спортом, и находить время для служения ближним, дружбы и общения.

Следующий пункт – начало деятельности, первые встречи с детьми. Здесь идет накопление опыта, ориентировка, проверяем, что нам рассказали в администрации и какого наше собственное представление, подтверждается оно или что-то становится непонятным.

Нужно также поддерживать отношения с руководством детского социального учреждения, задавать вопросы, узнавать их отклики на посещения, иметь обратную связь с сотрудниками учреждения. Через такую работу наши отношения становятся более дружественными, дружелюбными. Также важно делится какими-то сложностями. При любой возможности надо общаться с сотрудниками.

Хорошо, когда вслед за человеком со смыслами, решимостью и мотивацией, появляется желающий, интересующийся, его единомышленники. Они, собственно, превращаются потом в волонтерскую группу в больнице. Как этих единомышленником образовать? Очень важно общение, делиться тем, что дорого, рассказывать, почему мы хотим ходить в соцучреждение. Когда мы чем-то заинтересованы, это влияет на других людей. И люди, которым интересны дети, их развитие, участие в их жизни, проявление своей жизненной позиции, собираются, и волонтерская группа начинает потихоньку организовываться.

Очень полезный опыт, когда  волонтерская группа, постепенно развиваясь и расширяясь, приходит к своей дифференциации. То есть, к общему делу, которое может быть самым разным. Это может быть просто прогулка на улице, творческое занятие. Если сотрудничество налажено, то персонал обычно поддерживает волонтерское участие, потому что одного взрослого на несколько детей, конечно, не достаточно. И детям не хватает взрослого внимания и персонального внимания к каждому. Поэтому когда приходят волонтеры в больницу, внимания взрослых становятся больше, дети это чувствуют и сами могут распределяться среди взрослых, каждый находит себе интересного человека.

Встает очень важная задача – развитие и поддержка волонтера. Когда его из раза в раз рвут на части дети, требуя индивидуального внимания, это эмоционально очень тяжело. И нередко волонтеры, выходя из детских социальных учреждений после 1,5–2 часов общения с детьми, бывают опустошены, истощены. Это очень честный и человеческий отклик, потому что детям зачастую, как бы организована и насыщена не была их жизнь, не хватает именно личностного участия, внимания, поэтому общение с ними может быть изматывающим. Особенно, если человек не имеет опыта общения, например, с собственными детьми.

Очень важно, выбирая общее дело для волонтеров и детей, получить организационную поддержку и одобрение сотрудников. Кроме того, эта деятельность должна отвечать возрастным возможностям детей, учитывать современные тенденции, которые могут развивать детей, быть взаимоинтересной.

По-прежнему, важно эти программы и встречи согласовывать, утверждать. Потому что, какими бы не были благими наши намерения, может оказаться так, что какое-то занятие определенной группе детей противопоказано.

Кроме того, может возникнуть конкуренция из-за детей. Это очень естественная ситуация в общем деле, когда волонтеры приходят к детям в больницу, а дети живут под постоянным влиянием сотрудников учреждения или же родственников. Это сложный многогранник, где есть наше дело, дети с особенностями, сотрудники со своей программой, их родные.

Такие напряженные рабочие ситуации важно не обострять, а отмечать и обсуждать, воспринимать не как конфронтацию, а решать с администрацией. При этом, решать не в плане жалоб, а рассказать ее максимально спокойно и нейтрально, спросить, как ее можно решить.

Например, у Даниловцев есть такая особенность: наши волонтеры приходят в больницы к детям с одним посылом – общение и творческие занятия детей. Мы не являемся фондом, соответственно наш материальный ресурс очень ограниченный и скромный. Но это не умаляет ценность наших встреч с детьми, потому что в наше достаточное «сытое время» у детей есть почти все, но им недостает именно личностного общения и внимания. Поэтому то, что несут Даниловцы, это уникально и полезно, и дети тоже окликаются. Со временем это понимают и администрации и сотрудники учреждений и складывается взаимопонимание, признание с их стороны нашей ценности и полезности.

Кроме того, нудно четко обозначить интересы и возможности сторон. Мы должны показать, что мы можем дать учреждению, и сказать, в чем наш интерес. Мы должны учитывать, что сотрудников организации могут не устроить удобные нам дни посещения, например.

Решая рабочие ситуации, поддерживая, общаясь и узнавая интересы наших волонтеров, постепенно у нас складывается дифференциальная волонтерская группа. У нас могут появиться волонтеры-спецы, волонтеры, которые ответственны за какие-то дни, распределения по дням.

Это все у нас получается при постоянном контакте, поддержке наших волонтеров. У нас в движении например регулярно проводятся тренинги для волонтеров, мастер-классы, встречи с психологами и т.д. Для волонтеров очень важна помощь координаторов, мы должны им помогать  в преодолении трудностей. Кроме того, очень важно проводить какие-нибудь объединяющие мероприятия, сегментирование групп. Всегда очень важно поддерживать инициативы волонтеров. Кроме того, волонтер не должен чувствовать себя виноватым, если он по каким-то причинам уже не может или не хочет заниматься дальше волонтерством. Некоторые волонтеры доводят себя до изнеможения, и из чувства вины не говорят об этом. Поэтому они должны знать, что всегда  могут уйти, и что в этом нет ничего ужасного.

Одним словом, если в  конце удается сложить не идеальный, но добротный, бескорыстный режим взаимодействия в детском социальном учреждении с помощью волонтерских групп, то очень сильно расширяются личностные и зачастую даже профессиональные горизонты и у самих волонтеров и у координаторов, а также и у детей.

Видеозапись семинара можно посмотреть ЗДЕСЬ.


  Светлана Блинова (Перегудова), педагог-психолог, создатель и экс-координатор нескольких волонтёрских групп Добровольческого движения Даниловцы.