Урок 3. Старость в радость: волонтеры помогают одиноким старикам. Часть 2. (Статья)

Из этого урока вы узнаете про организацию волонтерской работы с подопечными благотворительного фонда “Старость в радость”


О поездках

У нас есть расписание поездок на сайте и в наших аккаунтах в социальных сетях. Человек пишет нам письмо или звонит, говорит, что хочет поехать. Мы отвечаем на его вопросы и приглашаем в конкретную поездку или даем адрес конкретной бабушки для переписки.

Чтобы присоединиться к поездке надо позвонить координатору, узнать, есть ли места, как проходит поездка. Мы все рассказываем и говорим, что в целом, от волонтера ничего особого и каких-то навыков не требуется. Мы будем песни петь, общаться. Поездка на целый день. Спрашиваем, на машине человек, или нет. Если на машине, узнаем согласится ли он взять с собой еще волонтеров. Дальше — обговариваем место встречи.

На этом этапе мы не берем у волонтеров личных данных. Новички проверяются в поездках. Координатор поездки посматривает за новенькими, общается с ними, все подробно рассказывает. Поездка часто — это несколько часов туда-обратно. Поэтому уже при первом знакомстве мы можем по поведению волонтера почувствовать агрессивность или неадекватность в поведении, или что-то что нас насторожит.

Есть правила волонтера, есть правила переписки, которые человек автоматически принимает, присоединяясь к поездкам от нашего благотворительного фонда. Мы в своё время поняли необходимость прописанных правил.

Если говорить про этапы волонтерства, то у нас они таковы: человек приходит, не знает, что у нас происходит, едет в поездку, смотрит, как она проходит, потом уже начинает ездить чаще. Кто-то со временем берет ответственность за конкретный дом. Девочка одна съездила, сказала, что ей понравилось, я говорю: «Здорово, вот и координируй поездки в этот дом». Со второго раза она стала координатором дома. Узнает нужды домов и конкретных бабушек.

Если человек стал куратором, это значит, что теперь на нем лежит организация поездок, он знает, что раз в два месяца он должен договариваться с домом, собирать команду. Со всеми вопросами он может обращаться к координатору волонтеров фонда или к кому-то из сотрудников.

Утверждает куратора кто-то из руководства фонда. У нам коллектив небольшой, можно сказать, что решение принимаем мы вместе.

В переписке — примерно тоже. У домов интернатов в каждой области есть свои координаторы, которые шлют напоминания «внукам по переписке», выкладывают приветы от бабушек и дедушек. Не очень много людей хотят быть координаторами, потому что это требующая массы времени и усидчивости работа.

В общем, все волонтеры нашей организации по-настоящему бесценны.

Волонтеры и персонал

Волонтеры для старичков – это гости из внешнего мира. А вот для персонала все очень по-разному. Зависит от домов. По большей части персонал относится равнодушно. В каких-то домах пускают, но при этом не понимают, кто мы и что делаем. В каких-то радуются. Любая поездка стоит нам больших усилий: надо много привезти, собрать на памперсы и средства по уходу деньги, это облегчает работу персоналу, поэтому приятно все же, когда нам рады.

Негативное отношение к нам – чаще редкость, тем более, что за последние годы действительно увеличилась материальная помощь интернатам от фонда.

Отношение дирекции тоже разное, но в целом оно совпадает с отношением персонала.

IMG_1332

О переписке

Вся информация о переписке есть на сайте и в социальных сетях. Желающий человек пишет нам письмо, и мы уже ему все объясняем: что надо писать бабушке/дедушке не реже раза в месяц, что от координатора по переписке будут приходить напоминания, на которые нужно отвечать, чтоб мы понимали, пишете вы или нет.

Координаторы по переписке — это тоже волонтеры, не смотря на то, что это огромная система, выстроенная годами и большой труд. Координацию нельзя пускать на самотек. Нужно постоянно отслеживать, кто из старичков еще живы, кому пишут, а кому перестали, нужно постоянно напоминать «внукам по переписке», чтобы они отмечались. Надо отвечать на вопросы: «можно ли отправить посылку», «а что с моим дедушкой» – непростая работа. Нужно организовывать, раздачу адресов, чтобы люди поздравили открытками именинников каждого месяца, всех поздравили с праздниками. Все это – деятельность координатора по переписке.

Координатор следит за тем, чтобы волонтер писал. Если же он не ответил на 3 письма, то координатор снимает его и ставит другого человека «на бабушку». Потому что бабушке писать надо.

Письма мы не модерируем. Для нас важно чтобы волонтер не пропадал и не бросал бабушку. На форуме есть советы, о чем писать, примерные письма. Координаторы всегда на связи. Можно о чем-то спросить и опытных волонтеров.

В каждую поездку едет человек, который собирает приветы от бабушек и дедушек, методично обходит все палаты со списком тех, кто захотел получать письма и спрашивает, например: «Машенька Вам пишет? Хорошо. Что передать?» И Бабушка передает благодарность или пару строк… Эта информация передается координатору.

В переписке участвуют волонтеры и координаторы со всей России и порой из-за рубежа. Многих из них мы не видели никогда в жизни. Общаемся только через интернет.

«Письма» родились буквально в первую нашу поездку, когда в Пскове мы поняли, что не сможем часто туда приезжать.

У нас есть ответственный за всю переписку. Работу с письмами с 2008 года координирует одна и та же девушка — волонтер. Именно она во многом построила эту систему. Это целый отдельный мир.

На форуме нашего Фонда есть большой раздел о письмах. Кто-то выкладывает отзывы, приятные новости, что бабушка ответила, переживания, что бабушки не стало, что положить в посылку и так далее. Делятся опытом и т.д.

Попасть в сообщество по переписке просто. Надо зарегистрироваться на форуме и оставить комментарий под фотографией пожилого человека, которому еще никто не пишет. Если человек ведет себя активно и готов за что-то отвечать, то мы можем  предложить ему координацию переписки с каким-то домом.

О лагерях

Лагерь — это выезд волонтерской группы в конкретный дом на несколько дней или недель для организованной помощи в ремонте или еще что. Лагеря не всегда организуются силами тех, кто ездит в этот дом. Лагерь – это и отдых и работа и общение с бабушками и дедушками. Это летний отпуск. Мы приезжаем в какой-то дом престарелых, заранее согласовывая это. Обычно туда, где есть необходимость в легком ремонте. Естественно, профессиональный ремонт не про нас, но делаем все, что в наших силах.

Мы приезжаем на 2 недели, живем либо в самом доме, либо в палатках, если кто хочет, либо еще где-то поблизости. За это время мы много общаемся с бабушками-дедушками, работаем, каждый выбирает комфортную для него сферу деятельности, кому-то больше хочется пообщаться со старичками, а кто-то предпочитает принести свою пользу, орудуя шпателем и кисточкой.

Для организации лагеря мы вывешиваем информацию в интернете, и люди связываются с координатором лагеря и приезжают. У нас в прошлом году в лагерь приехала чудесная девочка-волонтер, потому что забила в поисковике «недорогой отдых в России». И теперь вот уже больше года – активная участница наших волонтерских поездок.

О границах и свободе волонтера.

Для нас границы свободы волонтера определяются правилами. Правила вывешены на сайте, а перед поездкой волонтер проходит инструктаж. Самое важное из правил – не ссориться с персоналом, потому что мы годами выстраиваем с учреждением отношения и всякие сложные моменты стараемся урегулировать мирным путем.  В случае сложности можно подойти к координатору поездки, и тот поможет урегулировать ситуацию

Есть и границы на религиозную тему. Правда это больше относится к правилам неписанным. Для нас важно, чтобы со стороны волонтеров не было религиозной. Личная вера волонтера — его дело. У нас есть верующие, немало православных. Есть и такие про которых мы знаем: этот – баптист, этот – йог. Но если ты общаешься с бабушками, поешь песни или разговариваешь – проповедование религии не должно стать лейтмотивом общения.

Иногда с нами ездят семинаристы и иногда священники, они могут прочитать проповеди, даже литургию служить. Конечно, мы такие поездки обговариваем с учреждением.

Кроме прописанных и обговоренных ограничений мы особенно ничего не требуем. В отдельных случаях просим волонтеров согласовывать свои действия с координатором, например, если кто-то хочет устроить праздник для бабушек вне формата наших поездок. Потому что тут важно не навредить. Как-то волонтеры перед Новым годом накормили бабушек «Оливье» и бужениной, и нам потом звонили, ругали, мол бабушки нехорошо себя чувствуют, так как они, питаясь диетически, отвыкли от тяжелой пищи.

У нас еще одно правило — «не выносить сор из избы». Скандалами редко можно добиться успешных результатов, не испортив отношения с руководством интерната или с администрацией региона, а нам очень важно иметь эту поддержку, ведь если, например, нас не будут пускать в интернаты той или иной области, хуже от этого будет только бабушкам и дедушкам, которым и так несладко.

За все время можно по пальцам пересчитать истории, когда мы расстались с волонтером, потому, что он мог причинить какой-то вред. Подавляющее большинство наших помощников — хорошие люди.

Ответственность волонтера

На волонтере лежит много ответственности.  Довезти других, если ты на машине, приехать самому, если без нее, ведь в поездке каждый волонтер – это бесценный ресурс общения и помощи старикам. Ответственность за взятые обязательства, когда ты говоришь, что сделаешь что-нибудь для поездки – это надо делать. На месте – достойно и адекватно себя вести.

В поездках играет большую роль человеческий фактор. Состояние людей, когда они доезжают до дома. Кого-то начинает эмоционально переворачивать, становится тяжело, конечно, в этих случаях мы не заставляем никого идти в дом и разговраивать с бабушками-дедушками.

Волонтеры должны помнить, что пожилые в домах престарелых уже оказалис в состоянии некоторой «заброшенности», они уже лишены дома и уюта, поэтому важно не оставлять стариков, когда начинаешь с ними регулярно общаться. Пожилые люди привязываются не так, как дети, конечно. Но если вдруг бабушка с кем-то переписывалась, или к ней кто-то ездил, то если это закончится, то она будет страдать, если человек исчезает.

Для нас обязанности волонтеров — соблюдать договоренности. И наши старички и мы очень рассчитываем на волонтеров.

Ответственность фонда.

Наша ответственность в том, чтобы ценить и поощрять их. Но прежде всего — это дать им возможность реализовать себя.

Кстати, если мы с волонтером не сработались, то в дома престарелых он может попасть и без нас. Если мы понимаем, что с этим человеком мы связываться не хотим, но человек он неплохой, то говорим ему самому звонить и договариваться с домом престарелых, так тоже пускают.

Наша ответственность в лице координаторов поездок — организовать сами поездки. Теперь это делают и координаторы, и сотрудники. Это и договоренности с домом и транспорт и все необходимое.

Несколько месяцев назад у нас появился координатор по волонтерам, и это для нас большой этап в развитии. Поездки мы организовывали и организуем, но вот всерьез работать с самими волонтёрами — этого до сих пор не было. Наряду с вещами вполне понятными, такими как организация поездок, благодарности, важна и забота о волонтерах и это тоже наша ответственность. Все это нужно сейчас – чтобы поездки стали более «качественными», стабильными, чтоб мы не бросали те дома престарелых, куда мы уже регулярно ездим.

На сегодня у нас нет единой базы волонтеров. Вокруг каждого координатора складывается команда. Фонд имеет список домов престарелых, координаторов и расписание поездок. Через сайт и соцсети приходят люди. Остальное во многом дело координатора. Всегда есть вероятность, что в полной мере волонтеры не наберутся в поездку.

Сегодня нам трудно сказать сколько людей из пришедших остаются, сколько ездят в поездки 2, 3 и более раз. Мы не знаем какая у нас текучка.

Но при этом я сама знаю в лицо более 100 волонтеров. Думаю, есть 50 человек, на которых я могу рассчитывать, они постоянно помогают. Это те, кого я знаю давно, знаю, как они вели себя в поездке и на мероприятиях. Но, к сожалению,  при этом действительно много тех, кто говорит, что будет ездить и не ездят.

У нас уже несколько лет проходят волонтерские четверги. То есть встречи с волонтерами-новичками, где им рассказывают про Фонд те, кто ездил, делятся впечатлениями. Туда мы приглашаем всех новичков и желающих, но это не является обязательным условием для поездки.

Ведет встречи координатор по волонтерам. Также в ее обязанность входит подбор волонтеров на мероприятия, поиск машин, общение с региональными группами. Также если не набираются люди в какую-то поездку координатор размещает объявления и просьбы присоединиться. Немаловажная часть работы координатора волонтеров – разработка и структурирование базы волонтеров, анкеты волонтера.

 

Об организации волонтерской работы благотворительного фонда «Старость в радость», о том, как помочь дому престарелых  рассказывает Алла Романовская — координатор программ Благотворительного фонда «Старость в радость«.

Текст подготовлен Анастасией Антоновой и Юрием Белановским