С чего начать работу в детской больнице?

Самое главное для волонтера и координатора – понимать себя, знать свой тип характера. И наш жизненный опыт во многой способствует этому. Мы должны разбираться в себе, разговаривать с родными, выяснять, как они нас видят со стороны в повседневной ситуации, также общаться с психологами. Поняв это, волонтер поймет, как ему подарить свое время детям в больнице.

Волонтерство – это наше добровольное осмысленное решение, для каждого из нас это имеет свой смысл, свое значение. В чем-то они у всех могут быть похожи, например, мы все хотим помогать, дарить, может быть через это что-то получать. А что мы можем получить, если это не вознаграждается финансово? Мы можем получить признание, которое очень часто отображается эмоциональным откликом на наше присутствие. Когда дети говорят: ой, мы вас так ждали, мы так по вас скучали, а когда вы в следующий раз придете – это дорогого стоит. Вроде бы дети не родные, никем не доводятся волонтерам, но оказываются друг другу важными и значимыми. Вот это признание ценности друг друга.

Кроме того, в детских больницах мы можем получить творческую реализацию, занимаясь творчеством с детьми. Важно играть и заниматься с детьми тем, что вам самим близко и что вас самих радует.

Надо учитывать и то, что в больницах лечатся дети разной нации, разных возрастов и религий, с разными заболеваниями и интересами, некоторые говорят по-русски, некоторые нет. Это надо понимать, что могут быть и языковые и другие барьеры, но зачастую волонтерский опыт преодолевает их, потому что есть пространство творчества.

Например, чтобы слепить из пластилина какую-нибудь композицию, совсем не обязательно знать язык, можно показать руками. Это для детей счастливый шанс из мира больницы, где кажется, что детство останавливается или закрывается в шкафчик, где уколы, операции и боль, перенестись в иной, более радостный мир. Таким образом, детство возвращается к детям и иногда даже к взрослым, которые тоже лежат в больнице и их никто не посещает. Благодаря этому совместному творчеству, которое радует и детей, и волонтеров, все получают какой-то свой смысл. Смысл сопричастности, радости от совместного дела, времяпровождения, смысл преодоления собственного одиночества может быть.

Но надо понимать, что мы не можем требовать, чтобы нас принимали, нам радовались, чтобы нас сразу же благодарили за нашу заботу. Потому что человек в сложной жизненной ситуации более закрытый, он сконцентрирован на своих ощущениях, переживаниях и тревогах, на своей болезни. Он может скучать по дому, по близким, и тут приходим мы – очень странные создания, которые почему-то приходят и совершенно бесплатно чего-то предлагают. К нам может быть предвзятое отношение, и мы как волонтеры с этим сталкивались регулярно.

В первое время это может вызывать какое-то отторжение, желание отодвинуться. Это нормальная реакция, здоровое желание, просто это надо делать плавно. Потому что в больнице есть администрация, персонал, врачи, которые в любой момент могут вмешаться в нашу деятельность, потому что они работают тоже по своему уставу. Поэтому тут такой ключевой момент – всегда надо начинать свою деятельность со знакомства с администрацией и персоналом больницы. Так сказать, мы изначально создаем фундамент нашего общения. Очень важно, чтобы учреждение, которое вы выберете, было заинтересовано в волонтерах. Для нашего движения это принципиальный момент, потому что на нашем опыте были случаи, когда мы встречали равнодушие, иногда даже сопротивление, а иногда даже отменяли волонтерские часы.

Нам еще надо понимать, что без нас больница может существовать. Более того, она существует годами без нас. Для работы врачей не нужно присутствие волонтеров. И наша задача, общаясь с медицинским персоналом, как раз это очень четко проговорить. Сейчас уже, к счастью, врачи уже понимают, что присутствие волонтеров при хорошей организации способствует выздоровлению малышей, потому что улучшается эмоциональный фон у пациентов. У них появляется больше надежды, радости, их чувства становятся светлее, они ощущают больше поддержки.

Материал подготовлен редакцией сайта  Школы социального волонтерства на основании семинара «Особенности работы волонтеров в детской больнице». Ведущая семинара — Светлана Блинова (Перегудова), педагог-психолог, создатель и экс-координатор нескольких волонтерских групп Добровольческого движения «Даниловцы». Видеозапись семинара можно посмотреть ЗДЕСЬ.