Урок 5. Управление волонтерской группой в детском наркодиспансере. (статья)

Урок Progress:

Из этого урока вы узнаете про особенности управление волонтерской группой волонтеров Добровольческого Движения «Даниловцы» в наркологическом диспансере. Видео-запись семинара


Анастасия Коломина (Лямина) — волонтёр и координатор группы в детском отделении Наркологического диспансера №7, на координаторском собрании Добровольческого движения «Даниловцы» поделилась своим опытом координаторской работы.

Что было?

До того, как стать координатором волонтерской группы я уже год была волонтером в детско-подростковом отделении наркологического Диспансера. Это был период частой смены координаторов. «Старички» волонтеры уходили, а вновь прибывшие не были готовы брать на себя ответственность в долгосрочной перспективе. У меня было желание и возможность помогать действующему тогда координатору в организации встреч с детьми, быть своеобразным «креатив-центром» и брать на себя разработку идей для занятий. Наверное, поэтому у меня сложилось представление о том, что нужно делать на координаторской позиции, с приоритетом на работу в с детьми. Я понимала, что есть администрация, есть волонтеры и есть дети. Задача минимум — наладить и поддерживать между ними контакт.

На тот момент была неопределенность во взаимодействии координатора и группы: периодическая смс-рассылка, вялая группа «В контакте», а так же неясный мне механизм управления и координации волонтерами. Работали парами. У некоторых активистов мы могли узнать, кто у будет в паре. В то время, не было того большого ядра, вокруг которого можно было бы крутиться. Не было понимания, и того, кто с нами связывается от наркодиспансера, кто за нас отвечает. Мне на тот момент было важно улучшить ту работу, что уже была. И поэтому, первоочередной задачей было разработать концепцию взаимодействия администрация — координатор — волонтер — ребенок.

Год назад я предложила себя в качестве преемника уходящему координатору. Посетила собрание рабочей сессии координаторов Добровольческого движения «Даниловцы», встретилась с руководством Движения. И мня утвердили. Я изначально понимала, что у меня не получиться прийти к детям разово, где ребята будут отдельно, а я отдельно: пришла, что-то сделала, ушла. Изначально было важно создать систему регулярной и долгосрочной работы.

В первое время я представляла, что основной упор надо делать на координацию волонтеров. Их было всего трое (постоянных). Предстояло скомпоновать занятия, сделать график. Было тяжело. Весь упор делался на то, чтобы пришли новички, а если пришли, чтобы остались. Среди новичков была очень большая текучка, которую я тогда воспринимала, как данность. Немало людей интересовались работой с подростками, звонили, приходили и быстро исчезали.

Поскольку, группа была очень маленькой, то с одной стороны, это давало преимущество: мы были связанны, пусть и не дружбой, но довольно близким знакомством. А с другой стороны: внезапная простуда или отъезд одно из нас ставил под сомнение возможность очередного посещения. Я пыталась быть везде и сразу. По опыту скажу, что это не выход. Мы работаем в команде и каждый из нас, часть этого сообщества: мы должны равномерно распределять нагрузку между собой. Я стараюсь соблюдать границы: есть волонтерство, есть семья, есть работа.

Что предстояло сделать?

Первой задачей было — собрать группу. Мне надо было опереться на тех, кто уже имеет какой-то опыт и имеет какую-то внутреннюю активность. Мне надо было работать с новичками, понять, что они умеют, кому и что можно поручить. Надо было как-то грамотно вместе с ними и по отношению к ним распределить ответственность. Кстати, тогда я вообще не умела делегировать ответственность. Если что-то нужно было сделать, то я делала все за всех. Это плохо не только для координатора, но и для волонтеров, которые хотят раскрыться, чему-то научиться.

Занятия тогда нами придумывались за день до встречи с детьми, и мы не знали, что будет в следующий момент. Поэтому, вторая задача — создать базу занятий и со временем вести планирование. В любой волонтерской группе есть два-три инициативных человека, которые готовы предлагать что-то новое. В основном люди приходят и говорят: «Я готов быть на подхвате». Именно поэтому нужна какая-то база занятий с описанием того, что можно поделать с детьми: на какое время рассчитано, с описанием материалов, указанием, что нужно купить и т.д. Информацию о занятиях я собирала везде, даже в отчетах за прошлые годы.

На первом этапе для меня было важно, не только знать какое занятие будет через две недели, но и быть уверенной, что волонтеры за день не будут что-то высасывать из пальца.

И в-третьих, мне было важно организовать все так, чтобы волонтеры могли реализовать себя. Например, человек говорит: «Я хочу провести викторину». Я говорю: «Отличная идея! Что тебе для этого нужно?» С этим связана и четвертая задача — поддержать и обеспечить всем необходимым.

На решение этих четырех задач ушло около полугода. К марту сформировалась группа и я поняла, что занятия стабильно проводят три — четыре надежных волонтера. И это все при том, что я занимаюсь только работой группы, я не думаю о том, откуда брать новичков, где брать ресурсы и т.д. Мы же — часть «Даниловцеы».

Надо сказать, и о том, что я привлекаю к работе с детьми сторонних людей — специалистов или профессионалов в чем-то. Так же моя деятельность не обошлась без разовой помощи друзей. Специалисты «Центра экономии ресурсов» проводили у нас научно-познавательные мастер-классы, а моя подруга проводила занятие по росписи футболок. Привлечение внимания людей к проблеме подопечных и общение с людьми со здоровыми интересами — является положительным опытом для обеих сторон.

В начале моей работы мне очень хотелось, чтобы административная группа Движения «Даниловцы» имела представление, чем является наша волонтерская группа и наше дело, что у нас происходит. Мне хотелось, чтобы мы не просто были на виду, а являлись хорошей инициативной группой. Для меня было важно, чтобы в «Даниловцах» мы могли поделиться своим опытом удачным или неудачным. Возможно кому-то он сможет пригодиться.

За год некоторые вопросы очень прояснились. Как работать с группой, как проводить собеседование, как правильно делегировать ответственность. Это позволило мне вырасти, как профессионально, так и в чисто человеческом плане.

Что сейчас?

За этот год удалось создать условия для комфортной профессиональной работы. У нас есть «двухсторонняя» связь с администрацией наркодиспансера, есть база данных занятий с детьми, есть связи со сторонними специалистами, коллегами, которые могут что-то провести, чему-то научить, есть входящий поток волонтеров, который я уже могу как-то распределять по отношению к детям, есть поддержка со стороны специалистов Движения «Даниловцы». Благодаря этому люди перестали исчезать, текучка уменьшилась, стали накапливаться волонтеры. И теперь надо работать с этой накопившейся массой людей, организовать в работоспособную группу.

При этом, текучка волонтеров до сих пор есть. Наркология — очень специфическая область, плюс мы поставлены в строгие рамки правил режимного учреждения с которыми не все могут смириться. Очень хорошо, что наша группа — часть Движения и у каждого есть возможность попробовать свои силы в других направлениях.

Сегодня, можно сказать, накопилась и критическая масса волонтеров. В идеале я надеюсь на то, что люди проявят инициативу в повышении «волонтерской квалификации». С одной девушкой-волонтером мы задумали устраивать общий сбор группы в одну из суббот месяца, обсуждать что у нас получилось, что не получилось, делиться планами на будущее. Я хочу, чтобы волонтеры нашей группы ощущали, что мы друг для друга опора, что мы все делаем вместе, что мы даже своего рода семья.

Мне важно заинтересовывать волонтеров в посещении учебных и психологических занятий в Движении «Даниловцы». Занятий много и они очень полезны, а посещают их немногие. Я пыталась применять тактику «сходи-напиши»: схожу на тренинг, выложу фотографии, возможно кто-то заинтересуется. Получалось. Один два человека – это уже успех! Иногда я приглашаю волонтеров с собой. Например, на ролевые игры у нас ходило уже два человека, даже три.

Люди лучше объединяются, когда у них есть какие-то общие интересы. Помимо интереса волонтерства, который каждый понимает по-своему, можно попробовать объединиться по интересам: рукоделие, творчество, или увлечение фильмами. Потом этими же интересами волонтеры смогут поделиться с детьми.

Управление группой «В контакте» я делегировала волонтеру — девушке, которая не имеет возможности часто посещать занятия, но очень хотела помогать. Я сделала презентацию: что необходимо делать при работе с группой, какой результат я жду. Периодически я просматриваю, внесенные изменения. Результат мне очень нравиться. Сегодня группа «В контакте» — средство информирования волонтеров на данном ресурсе. Это своего рода архив. Мне очень удобно искать там информацию для составления отчетов, просмотра расписания, поиска документов и т. д. Там же мы вывешиваем интересные и полезные статьи, объявления, полезные для ознакомления волонтерам.

Сейчас в группе 18 волонтеров, посещающих Квартал не реже 1 раза в месяц. 7-8 человек ушли в другие направления или приостановили волонтерскую деятельность.

По отношению к Движению у меня были и остаются 2 важных запроса: новые волонтеры и обучение нашей группы (волонтеров и координатора).

Я стала задумываться, как воспитать приемников. Уходить пока не хочу. Это именно профессиональный интерес. Как это определить, как сделать так, чтобы человек проявил инициативу. Как помочь инициативе перерасти в постоянную и полезную деятельность? И второй важный вопрос — как добиться самостоятельности и ответственности от волонтеров? Сейчас столкнулась с ситуацией, что я хожу только по четвергам. По субботам я работаю. И волонтеры начали стекаться в четверг, туда, где координатор.

Важная задача 2-го года моего координаторства — попытаться понять, как работать с группой. Наладить управление и внутренние горизонтальные связи. В нашем коллективе не все знают друг друга в лицо, и для волонтеров которые хотят выполнять похожую деятельность (репетиторство или миссионерство с ребятами) — это становиттся довольно серьезной преградой.

Поначалу, я боялась работать с администрацией, по причине незнания куда обратиться за решением того или иного вопроса, чье слово будет иметь больший вес при обсуждении каких-либо планов или ответе на запрос и т.д. У меня было много тревоги и опасений, которые потом не оправдались. Мне стало понятно, что отношения с администрацией налажены, когда именно ко мне стали обращаться и звонить сотрудники, если что-то случается, не вмешивая волонтеров в решение административных и организационных проблем. Сейчас у нас есть отдельный куратор со стороны диспансера с которым мы в дальнейшем планируем взаимодействовать по всем вопросам.

Мои выводы

Первое, — активная текучка «кадров» — реальная опасность, грозящая отсутствием серьезных отношений с подопечными. Надо понимать, что дети быстро привыкают к тому формату, что им предлагают, воспринимают его, как данность. Если волонтеры приходят, веселятся и исчезают, то и отношение к ним соответствующее. Иногда подопечные искренне удивляются, если вдруг одни и те же волонтеры приходят к ним снова и снова.

Второе, — если ходить регулярно, то дети запоминают нас и начинают доверять. Правда поначалу удивляются: «Тебе что, не с кем больше провести вечер или выходной?» Но именно регулярность дает возможность выстраивать отношения с подопечными. Становятся возможны занятия или встречи, или разговоры на серьезные темы, на которые дети просто не согласились бы с незнакомым человеком. И речь не только о глубоких личных вопросах, но даже, к примеру, о литературе или на научно-популярные темы.

Третье, — с детьми не все так просто. Мой подход: нужно работать «на посыле». Дети отзываются на твой порыв, если видят, что тебе это искренне нравиться. Мы в наркодиспансере не в той позиции, что можем сказать: «Взяли и пошли!». Дети приходят по желанию, поэтому мы должны завоевывать их доверие своей доброжелательностью, открытостью и заинтересованностью. Это и есть «посыл». Очень важно, чтобы наше дело было искренне для каждого из нас и, чтобы нас и детей это радовало.

Четвертое, — для себя я определила три момента, которые важны для работы группы.

Во-первых, важен комфорт волонтера в работе с детьми. Это задача координатора. Если волонтерам некомфортно, то они либо будут терпеть до какого-то момента, либо сразу скажут: «Нет, это не мое». Во-вторых, важны дружеские сотруднические и ясные отношения с администрацией. Если администрация не заинтересована, то, может и не специально, но будет мешать работе. В-третьих, важно, чтобы дети проявляли искреннее участие в наших встречах. Это задача и координатора, и волонтеров. Если какой-то из этих пунктов выпадает, то работа будет неполноценная. Все наше волонтерство построено не на одном волонтере, а на сообществе. Очень трудно сделать что-либо в одиночку.

Пятое, — единственное убеждение, которое у меня развеялось со временем — нацеленность работы исключительно на два фронта: дети и волонтеры. Уже будучи координатором я поняла, что на «руководящих» позициях, необходимо ставить приоритет на работе с волонтерами и администрацией учреждения. Для меня в этом была определенная загвоздка, потому что мне нравиться работать с детьми, с ними иногда намного легче договориться.

Шестое, — я думаю, что если организационные вопросы решены и ресурсы предоставлены, то волонтеры дальше должны делать все сами. До сих пор у меня трудность в том, как наладить горизонтальные связи. Волонтеры, захваченные одной идеей, но лично не знакомые, хотят часто общаться через меня.

Седьмое, — в этом году я поняла, что и волонтерам и детям очень важно, чтобы приходили волонтеры, которых они хорошо знают и которым доверяют. Хотя бы один волонтер знакомый подопечным обеспечит и доверие и первичное привлечение внимания.

И последнее, — если бы у меня была возможность год назад дать самой себе советы, то я, наверное, сказала бы следующее: «Не бояться делегировать ответственность знакомому волонтеру. Надо, как можно чаще бывать на тренингах и учебных занятиях. Не стоит боятся просить помощи у координаторов других групп или у административной группы «Даниловцев», это сэкономит не только время и силы, но и позволит быстрее наладить полноценную работу группы. И как – будут следствие, приятные и полезные встречи с детьми! Не надо бояться взаимодействовать с администрацией учреждения. В большей степени это люди, которые не «против», а «за» волонтеров.

Текст подготовлен к публикации Мариной Белокопытовой и  Юрием Белановским