Урок 2. Что такое и зачем нужен Мосволонтёр? (Статья)

Урок Progress:

Из этого урока вы узнаете  что такое и зачем нужен Мосволонтёр


Найти компромисс

Волонтёры, как идеальный образ — это добрые, ответственные, коммуникабельные люди, у которых есть свободное время. Они всегда готовы и придут на помощь. Причем, такой взгляд есть не только в обществе, но и у многих волонтёров. И вот они приходят и говорят: У меня есть свободное время. Есть желание. Хочу спасти мир. Мы ему говорим — отлично, в ближайший четверг мы работаем в больнице N1 или в детском доме N3 красим забор, или в Филевском парке собираем листву. И вот, человек, узнав у нас какая конкретно помощь необходима, и тем более попробовав себя волонтёром, понимает, что идеальная картина не складывается. И больница не такая, как он мечтал и дети не бегут с распростертыми объятиями и листва собирается не так весело. Происходит определенная несостыковка между «быть» и «хотеть», между его представлением и реальностью.

Наша задача, как организаторов увидеть, уловить, понять, что именно пошло не так, определить, почему человек выпадает из процесса. Следующий шаг принять решение продолжаем ли мы совместную работу или человек пока не готов к тому, чтобы стать волонтёром. В случае продолжения можно попробовать выбрать другой вид помощи, или переосмыслить реальность, принять ее и попробовать еще раз.

Задача организаторов — отрабатывать ситуацию, помочь найти наиболее удачные формы работы в каждом конкретном случае. Если человек не может работать с детьми — предложим помочь в уборке парков или дадим возможность помогать на творческом фестивале, можно проводить экскурсии или пойти на стойку регистрации спортивного мероприятия. И тогда человек не отваливается сразу. У него не происходит отторжение и разочарование.

Быть волонтёром — значит состыковать свои фантазии с реальностью, найти приемлемый и для волонтёра, и для нас, как организаторов вариант сотрудничества. Быть волонтёром — объективно и реально посмотреть на вещи, на себя, на тех, кому помогаешь.

Особенно важно это понимать когда работаешь с молодёжью.

Каждый человек ищет свой вид помощи

Ресурсный центр «Мосволонтёр» работает в основном с молодёжью. Мы поняли на практике, что аудитория молодежи, идущая в те или иные направления волонтёрства отличается разными мотивами и ожиданиями.

В социальное направление люди идут осознанно. Редко спонтанно. У них ответственное желание делать и помогать. Они идут в проблему и понимают это. Тут больше всего девушек.

Часто такие люди пережили в жизни некую проблему, испытали стресс, теперь, когда они справились сами, помогать другим для них важно. Таким людям проще объяснять, что такое волонтёрство, бескорыстие, неравнодушие. У человека есть четкая миссия — понимание, зачем он это делает. Тут наша задача погрузить его в социальный проект и создать условия для работы волонтёра, научив основам волонтёрской деятельности, выступив скорее в качестве посредников.

Есть разные социальные проблемы в обществе. И волонтёры могут участвовать в их решении. К примеру, та же проблема сиротства. Дети живут в определенных условиях, у них есть пустоты в развитии и отношениях. Тот опыт жизни, что имеют дети в сиротских учреждениях, те правила, по которым они живут, оторваны от реальной жизни. Волонтёры выполняют роль проводника, могут оказать помощь в интеграции ребенка в общество и взрослую жизнь. Дети нуждаются в социализации. Волонтёры становятся мостиком между детским домом и самостоятельной жизнью.

Но есть и другие волонтёры, которые работают на разных событиях. Они приходят поучиться, получить опыт, познакомиться с людьми, обрести связи. Популярный запрос — узнать, как организовываются проекты? Такие волонтёры не берут ответственность за общественную проблему, они скорее ищут опыта. Это своего рода стажировка и новая форма времяпровождения.

Спортивное волонтёрство чаще всего привлекает людей увлекающихся спортом, хотя по задачам и функциям это вещи не всегда связанные. Чаще волонтёры работают с бумагами, на регистрации или сопровождают гостей. Вторая отличительная особенность спортивных волонтёров преобладание мужчин, здесь их количество гораздо выше по сравнению с другими направлениями волонтёрства.

Есть и медиа-волонтёры. Те, кто активен в интернете, могут грамотно писать, работать в социальных сетях, создавать сайты, делать фото-отчеты, видео-ролики, брать интервью.

Мы как Ресурсный центр предлагаем сегодня 9 направлений волонтёрской деятельности. Но, несмотря на разные существующие направления любое волонтёрство должно быть осознанно: «Я здесь и сейчас, вот реальность вокруг меня и я могу влиять на ситуацию, совершая поступки менять мир вокруг себя. Помимо семьи и близких я начинаю участвовать в жизни других людей. Я меняюсь сам и помогаю другим».

Главное — работа с молодежью

Нам очень близка идея добрососедских отношений, мы прививаем ее через волонтёрскую деятельность. Человек ходит в детский дом, встречается с ветеранами, готов убрать в квартире одинокой бабушки или просто попить с ней чаю, сделать что-то доброе и важное. Вряд ли такой человек будет вести себя хищнически и бесчеловечно. Бережное и уважительное отношение к людям — один из результатов волонтёрства.

При этом выполняется сразу две задачи – с одной стороны мы оказываем помощь нуждающимся, с другой стороны участвуем в воспитании молодежи. Вовлекая молодежь в такое пространство взаимопомощи, мы формируем у нее позитивные ценности, помогаем понять, что они делают или могут делать, свое значение и результат. Волонтёр от нас получает обратную связь для правильного осмысления своей деятельности. Именно такая работа очень важна для молодой группы волонтёров. Также они учатся, приобретают друзей, опыт, при этом привносят новые правила в жизнь общества. Мировоззрение молодых волонтёров преображается. Они открывают в себе новые качества, понимают, чем они хотят заниматься, учатся брать ответственность. Волонтёрство помогает развиваться человеку как личности, стать более сильным и социально ответственным.

Это такая своеобразная ситуация успеха, но специфическая. В обычном виде успех — «приобрел», «взял». Но тут — «я полезен», «у меня что-то получилось», «я отдал (время, силы) и через это приобрел что-то для себя». И такое открытие многих удивляет и воодушевляет.

Для того чтобы правильно понять, что тебе действительно необходимо и получить удовлетворение от волонтёрской деятельности нужно пройти подготовку. Для этого есть образовательные программы и модули.

О школе волонтёра

Часто к нам приходят люди, которые не знают, чем они хотят заниматься. Для работы с новичками в Мосволонтёр есть образовательная программа, которая позволяет понять основные мотивы, цели, помогает узнать, как и что в рамках волонтёрства можно реализовать и определиться с направлением деятельности. Человек в итоге понимает, что он хочет и куда идет, где он сейчас находится, как ему себя вести и, что делать, чтобы получить результаты которые он ждет.

Задача нашего тренинга — помочь понять, чем хочет заниматься волонтёр и в чем хочет реализоваться? Как ему формировать то окружение, с которым он сможет достичь результата?

Школа волонтёра – это последовательность форм и методов взаимодействия с потенциальными волонтёрами. Для тех, кто пришел впервые – это блок «Перезагрузки». Сначала знакомство и мотивационный тренинг, затем презентация направлений волонтёрской деятельности с участием кураторов этих направлений. В этом блоке особенно важно показать историю личного успеха, проговорить сложности, с которыми могут столкнуться волонтёры и те результаты и достижения, которые их ждут.

Опыт показывает, что при использовании технологии личного участия запись волонтёров на проекты достигает 50-60%, при этом простая презентация проекта дает только 20-30 % результата. За людьми идти надежнее и понятнее, чем за идеями и общими описаниями. Завершающий этап «Перезагрузки» вступление в проект, он должен наступить практически сразу, через 1-2 дня после презентации и знакомства с куратором. Устойчивая, системная и постоянная коммуникация с волонтёрами – это залог успеха их дальнейшего участия в проектах.

Результатом блока «Перезагрузка» является волонтёрский выбор человека, максимально отражающий его внутренне состояние. Мы помогаем разобраться в себе и сделать выбор.

Для волонтёров, которые работают в проектах более полугода, мы предлагаем дальнейшее обучение и развитие, собственно второй блок непосредственно «Школа волонтёра». Мы работаем с уже сформированным волонтёрским активом. Это в первую очередь программа личностного роста и развитие волонтёрских компетенций. Обучаем по разным направлениям. Для молодых активных волонтёров очень значима возможность посетить программу из 6 профессиональных тренингов в том числе по управлению и реализации проектов. После обучения проводим встречи по методике оценки персонала. Предлагаем тесты и упражнения. Предлагаем волонтёрам профессиональную обратную связь, что очень значимо для них.

Таким образом, мы готовим потенциальных лидеров и кураторов малых групп. В дальнейшем выпускников «Школы волонтёра» мы готовы рассматривать как руководителей проектов и потенциальных сотрудников. Это кадровый резерв. Прошедших обучение успешно – мы рекомендуем на работу.

Таким образом, волонтёр проходит через некий «социальный лифт», взрослеет и учится вместе с нами. Но работа с волонтёрами всего лишь часть от всей общей деятельности Ресурсного центра «Мосволонтёр».

Еще раз следует сказать, что Мосволонтёр — это не волонтёрский центр в прямом его понимании, мы не являемся поставщиком волонтёров под заказ. В первую очередь мы Ресурсный центр, который носит прикладной характер. Мы формируем культуру добрых дел, создаем дополнительные возможности для нашего города благодаря взаимодействию волонтёр-НКО-бизнес-государство. Наша задача — работа с молодежью, вовлечение населения города Москвы в волонтёрство в целом. Перед нами не стоит приказ, только количественного увеличения числа волонтёров, в первую очередь это задача качества и внедрения волонтёрства в повседневную жизнь. Для того чтобы через пару лет волонтёрство стало нормой жизни сознание людей менять нужно уже сейчас. Наша работа – своего рода «прививка волонтёрства».

И если к нам приходит человек, который прошел обучение, поработал волонтёром, прошел второе обучение, и он предлагает нам запустить новый проект, то мы поддерживаем и такую инициативу, мы даем ресурсы, мы даем помещения и помогаем идею воплотить в жизнь.

Юлия Силенко — в добровольческую деятельность пришла в 2007 году в одну из общественных организаций Москвы. Несколько лет была вожатой в детских оздоровительных лагерях. Со временем стла координатором волонтерских групп и руководителем проектов. В 2013 году возглавила Дирекцию по проведению Года волонтера в Москве. Сегодня — заместитель директора Ресурсного центра «Мосволонтер». Опыт волонтерской работы 7 лет.

Олеся Львова — преподаватель и практикующий тренер в области управления проектами и маркетинга. Разрабатывает и реализует образовательные программы для волонтеров. Создатель и руководитель проекта «Школа волонтера», где прошли подготовку более 1000 человек. Сегодня — руководитель отдела инновационного развития волонтерских программ Ресурсного центра «Мосволонтер».

Текст записал и подготовил к публикации Юрий Белановский.