Урок 3. Советы волонтеру-новичку 3 (статья)

Отвечает Александра Сошникова, координатор волонтерской группы в отделениях нефрологии и гинекологии РДКБ

1. Чем болеют дети в РДКБ, к которым приходят волонтеры? Есть ли какие-то внешние особенности, отличающие их от других пациентов или обычных детей?

Мы приходим в два отделения: отделение нефрологии и гинекологическое хирургическое отделение. В отделении нефрологии РДКБ лежат ребята с хроническими почечными заболеваниями, а в гинекологическом – девочки, страдающие гинекологическими заболеваниями, требующими хирургического вмешательства, а не только медикаментозного лечения.

Внешне часто ребята двух этих отделений не отличаются от здоровых детей, за исключением некоторых ребят из отделения нефрологии, которые проходят интенсивное гормональное лечение, которое влечет за собой возникновение одутловатости тела и увеличение волосяного покрова на лице, руках и ногах. Данные признаки исчезают через некоторое время после прекращения приема гормональных препаратов.

2. Зачем приходить в больницу к детям, которые не страдают тяжелыми смертельными заболеваниями?

Дети не выбирают свою болезнь, при этом они остаются детьми, нуждающимися во внимании, общении, творчестве. Эти потребности трудно полностью реализовать, когда ты оторван от родного дома и находишься в чужом месте (все ребята в РДКБ – из других регионов, самое близкое – Московская область), на довольно долгое время (в среднем от недели до нескольких месяцев, а иногда и до года, а то и больше) и периодически (заболевания ребят в нефрологии – хронические и многие из них становятся завсегдатаями отделения практически до своего совершеннолетия, приезжая в год по несколько раз), где врачи тебя лечат, что не всегда приятно и хочется (зачастую эти довольно болезненные процедуры), а незнакомые люди живут с тобой рядом в палате, при этом ты не всегда можешь часто покидать это место, чтобы погулять и увидеть что-то новое. Прибавим к этому эмоциональное состояние родных, сопровождающих ребенка и тоже несущих все тяготы пребывания в больнице, а также иногда их непростую семейную ситуацию (некоторые женщины в силу длительного лечения детей становятся матерями-одиночками). Приход активных молодых людей, общение с ними, совместное творчество скрашивают одиночество ребят, делают их пребывание в больнице не таким безрадостным и болезненным мероприятием. Они могут по-новому взглянуть на свою болезнь и увидеть хоть какие-то плюсы больничного «заточения». Дети с огромным нетерпением ждут волонтеров, для них это дает смысл побыть в больнице еще одну неделю до следующего посещения.

Наши посещения вдохновляют также и родителей, которые нередко тоже нуждаются в общении и слове поддержки и утешения.

Безусловно, посещение онкобольных и других тяжелобольных ребят – это очень важное направление и служение, но ребят с менее тяжелыми заболеваниями тоже не стоит забывать.

По этой теме также можно прочитать интересную заметку нашего волонтера: http://www.danilovcy.ru/2013/02/zapiski-volontera/

3. Я боюсь, что мне будет жалко ребят. Что делать?

Жалость – чувство естественное, но не всегда конструктивное. Оно может парализовать и препятствовать сделать тот шаг, который поможет тем, кого мы жалеем. Ее нужно претворять в активные действия, которые реально улучшат качество жизни ребят. Таким активным действием и является – стать волонтером и дарить радость. Вылечить ребят нам не под силу, это и не наша компетенция, но мы можем способствовать их выздоровлению нашей молитвой и добрым участием в посещениях.

4. Что мы делаем на посещениях? Нужна ли специальная подготовка волонтера?

Наши посещения наполнены творчеством: дети вместе с волонтерами занимаются лепкой, рисованием, вышиванием, плетением из бисера, стекляруса и других подобных материалов, конструированием деревянных, картонных и бумажных моделей различных зданий и сооружений, творческими наборами (гравюры, вышивка, аппликации, витражи и многое другое), созданием поделок под руководством волонтеров, которые проводят мастер-классы. Мастер-класс (творческое занятие по определенной тематике) может провести любой волонтер, у которого есть творческая идея и желание ее воплощения вместе с детьми, независимо от уровня сложности и мастерства самого волонтера – даже самые простые идеи могут оказаться очень востребованными. Вообще от волонтера не требуется никаких специальных навыков творчества, многому можно научиться по ходу дела, в том числе от ребят.

В процессе творчества происходит общение с ребятами как напрямую, так и посредством наших игрушек, одеваемых на руку.

Часто в разговоры втягиваются и родители.

Иногда по желанию ребенка проводятся подвижные игры в коридоре, если он хочет активно подвигаться.

В настольные игры мы играем редко, но не исключаем такой активности.

По праздникам (на Новый год, Рождество, Пасху) мы также поздравляем ребят.

5. Я все-таки решил стать волонтером вашей группы, но у меня есть/могут появиться еще другие вопросы. Что делать?

Пройти собеседование, получить  телефон координатора и спросить у него либо сразу, либо на встрече перед первым посещением. Координатор все расскажет, подскажет, покажет, ответит на любые вопросы, которые появятся во время и после первого посещения и в ходе последующих посещений.